Страница 5 Исходя изданных таблицы, динамика налоговой нагрузки в Российской Федерации начиная с 2005 г. держится примерно на одинаково стабильном уровне, что происходило на фоне роста национальной экономики. В настоящее время в связи с общемировым финансовым кризисом, который затронул и нашу страну, целесообразно снижать налоговую нагрузку на экономику, что будет одним из действенных механизмов исправления кризисной экономической ситуации.
В заключение необходимо отметить следующее:
. В качестве конкретных мер государственного регулирования рыночной экономики для преодоления, возникших экономических и социальных проблем в результате последствий мирового финансового кризиса, стабилизации и дальнейшего поступательного развития национальной экономики наряду с совершенствованием деятельности кредитно-банковской системы и нормализацией денежного обращения предлагается осуществлять порядка формирования бюджетов и взаимоотношений между ними, организации налогообложения, осуществления государственных расходов, ориентируясь на конечный результат (бюджетирование, ориентированное на результат), а также совершенствование механизма бюджетно-налогового регулирования национальной экономики, обеспечивающие стимулирование экономического роста, производство неинфляционного валового национального продукта, максимальную занятость трудоспособного населения .
. Практическое применение финансово-бюджетных и налоговых механизмов и инструментов в государственном регулировании, в конечном счете, должно привести к макроэкономической стабилизации. При этом наиболее важным механизмом, позволяющим обществу решить задачи стабилизации и развития экономики, является механизм бюджетно-налогового регулирования. Именно благодаря управлению бюджетно-налоговым процессом поддерживается целостность системы бюджетно-налогового воздействия на национальную экономику, регулируется ее функционирование, в результате чего обеспечивается стабильное развитие экономики и социальной сферы.
3. Экономическая и социальная политика Российской Федерации в условиях становления рыночной экономики, ее интеграции в мировую экономическую систему в значительной степени зависит от мировой экономической конъюнктуры и ситуации на мировых сырьевых, товарных и финансовых рынках. Кроме того, колебания темпов экономического роста в России напрямую зависят от состояния национальной банковской системы, доступности кредита для бизнеса и населения, состояния национального бюджета, динамики и объемов социальных расходов, гибкости и прозрачности национальной налоговой системы, развития реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, масштабов жилищного строительства. В конечном итоге, они напрямую связаны с качеством и уровнем жизни граждан страны. Все это, безусловно, влияет на выбор, использование и совершенствование государством механизма бюджетно-налогового регулирования национальноq экономики.
4. В России, где существует большое количество регионов, которые отстают в своем экономическом развитии от других, необходимо находить оптимальное сочетание региональных интересов с общенациональными. Оказывая бюджетную помощь территориям, государству следует ориентироваться на ускорение общеэкономического роста при одновременном стремлении к стабилизации относительно выравнивания межрегиональных различий. Субъектам Федерации в большей степени необходимо придерживаться бюджетной самостоятельности в решении их внутренних социально-экономических проблем.
5. Формируя новые бюджетные механизмы и совершенствуя механизм бюджетно-налогового регулирования национальной экономики, важно следовать принципам открытости, "прозрачности"
отношений между центром и отдельными территориями, ограничивая использование индивидуально-договорных форм. В связи с этим особое значение имеет совершенствование нормативно-расчетных бюджетных методов.
6. В современных условиях важнейшее значение для поступательного развития экономики России имеет реформирование межбюджетных отношений и налогового законодательства. В результате уточнения доходных и расходных полномочий, имеющегося налогового потенциала, критериев оценки их эффективности и совершенствования механизма бюджетно-налогового регулирования национальной экономики у федеральных, региональных и местных властей возрастут права и ответственность за использование находящихся в их распоряжении бюджетных средств и налоговых источников.
Таблица 6 Динамика уровня налоговой нагрузки и поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2000-2007 гг. (в % от ВВП)
Год |
Уровень налоговой нагрузки | | |
Налоговые доходы | | |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование |
Доходы от внешнеэкономической деятельности | | |
Всего: | |
в том числе: | | | | | | | |
Налог на прибыль |
НДФЛ |
ЕСН* |
НДС |
Акцизы |
НДПИ* | | |
2000 |
38,46 |
28,02 |
5,39 |
2,37 |
- |
6,20 |
2,27 |
- |
7,30 |
3,14 |
2001 |
33,91 |
27,69 |
5,75 |
2,86 |
5,29 |
7,17 |
2,72 |
0,74 |
2,31 |
3,71 |
2002 |
32,74 |
26,99 |
4,28 |
3,31 |
4,13 |
6,96 |
2,44 |
2,55 |
2,76 |
2,99 |
2003 |
31,97 |
25,61 |
3,98 |
3,44 |
3,68 |
6,66 |
2,59 |
2,50 |
2,94 |
3,42 |
2004 |
32.63 |
24,79 |
5,09 |
3,37 |
3,49 |
6,27 |
1,43 |
2,99 |
2,80 |
5,04 |
2005 |
36,20 |
25,55 |
6,16 |
3,27 |
1,99 |
6,81 |
1,17 |
4,20 |
2,88 |
7,77 |
2006 |
36,52 |
24,46 |
6,21 |
3,46 |
1,96 |
5,62 |
1,01 |
4,07 |
3,48 |
8,58 |
2007 |
36,75 |
25,84 |
6,58 |
3,84 |
1,99 |
6,86 |
0,95 |
3,63 |
3.61 |
7,30 |
|