Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России

Страница 5

Исходя изданных таблицы, динамика налоговой нагрузки в Российской Федерации начиная с 2005 г. держится примерно на одинаково стабильном уровне, что происходило на фоне роста национальной экономики. В настоящее время в связи с общемировым финансовым кризисом, который затронул и нашу страну, целесообразно снижать налоговую нагрузку на экономику, что будет одним из действенных механизмов исправления кризисной экономической ситуации.

В заключение необходимо отметить следующее:

. В качестве конкретных мер государственного регулирования рыночной экономики для преодоления, возникших экономических и социальных проблем в результате последствий мирового финансового кризиса, стабилизации и дальнейшего поступательного развития национальной экономики наряду с совершенствованием деятельности кредитно-банковской системы и нормализацией денежного обращения предлагается осуществлять порядка формирования бюджетов и взаимоотношений между ними, организации налогообложения, осуществления государственных расходов, ориентируясь на конечный результат (бюджетирование, ориентированное на результат), а также совершенствование механизма бюджетно-налогового регулирования национальной экономики, обеспечивающие стимулирование экономического роста, производство неинфляционного валового национального продукта, максимальную занятость трудоспособного населения .

. Практическое применение финансово-бюджетных и налоговых механизмов и инструментов в государственном регулировании, в конечном счете, должно привести к макроэкономической стабилизации. При этом наиболее важным механизмом, позволяющим обществу решить задачи стабилизации и развития экономики, является механизм бюджетно-налогового регулирования. Именно благодаря управлению бюджетно-налоговым процессом поддерживается целостность системы бюджетно-налогового воздействия на национальную экономику, регулируется ее функционирование, в результате чего обеспечивается стабильное развитие экономики и социальной сферы.

3. Экономическая и социальная политика Российской Федерации в условиях становления рыночной экономики, ее интеграции в мировую экономическую систему в значительной степени зависит от мировой экономической конъюнктуры и ситуации на мировых сырьевых, товарных и финансовых рынках. Кроме того, колебания темпов экономического роста в России напрямую зависят от состояния национальной банковской системы, доступности кредита для бизнеса и населения, состояния национального бюджета, динамики и объемов социальных расходов, гибкости и прозрачности национальной налоговой системы, развития реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, масштабов жилищного строительства. В конечном итоге, они напрямую связаны с качеством и уровнем жизни граждан страны. Все это, безусловно, влияет на выбор, использование и совершенствование государством механизма бюджетно-налогового регулирования национальноq экономики.

4. В России, где существует большое количество регионов, которые отстают в своем экономическом развитии от других, необходимо находить оптимальное сочетание региональных интересов с общенациональными. Оказывая бюджетную помощь территориям, государству следует ориентироваться на ускорение общеэкономического роста при одновременном стремлении к стабилизации относительно выравнивания межрегиональных различий. Субъектам Федерации в большей степени необходимо придерживаться бюджетной самостоятельности в решении их внутренних социально-экономических проблем.

5. Формируя новые бюджетные механизмы и совершенствуя механизм бюджетно-налогового регулирования национальной экономики, важно следовать принципам открытости, "прозрачности"

отношений между центром и отдельными территориями, ограничивая использование индивидуально-договорных форм. В связи с этим особое значение имеет совершенствование нормативно-расчетных бюджетных методов.

6. В современных условиях важнейшее значение для поступательного развития экономики России имеет реформирование межбюджетных отношений и налогового законодательства. В результате уточнения доходных и расходных полномочий, имеющегося налогового потенциала, критериев оценки их эффективности и совершенствования механизма бюджетно-налогового регулирования национальной экономики у федеральных, региональных и местных властей возрастут права и ответственность за использование находящихся в их распоряжении бюджетных средств и налоговых источников.

Таблица 6 Динамика уровня налоговой нагрузки и поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2000-2007 гг. (в % от ВВП)

Год

Уровень налоговой нагрузки

Налоговые доходы

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Всего:

в том числе:

Налог на прибыль

НДФЛ

ЕСН*

НДС

Акцизы

НДПИ*

2000

38,46

28,02

5,39

2,37

-

6,20

2,27

-

7,30

3,14

2001

33,91

27,69

5,75

2,86

5,29

7,17

2,72

0,74

2,31

3,71

2002

32,74

26,99

4,28

3,31

4,13

6,96

2,44

2,55

2,76

2,99

2003

31,97

25,61

3,98

3,44

3,68

6,66

2,59

2,50

2,94

3,42

2004

32.63

24,79

5,09

3,37

3,49

6,27

1,43

2,99

2,80

5,04

2005

36,20

25,55

6,16

3,27

1,99

6,81

1,17

4,20

2,88

7,77

2006

36,52

24,46

6,21

3,46

1,96

5,62

1,01

4,07

3,48

8,58

2007

36,75

25,84

6,58

3,84

1,99

6,86

0,95

3,63

3.61

7,30

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены