Страница 3 Бюджетное регулирование в зависимости от направленности должно исследоваться с двух позиций. Под направленностью понимаются процессы, задействованные относительно конкретного объекта. Таковыми, на наш взгляд, во-первых, являются бюджеты, входящие в национальный консолидированный бюджет, во-вторых, бюджеты хозяйствующих субъектов, составляющих частный сектор экономики.
С учетом этого, с одной стороны, бюджетное регулирование представляет собой систему взаимоотношений между разными уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Оно определяется как межбюджетное регулирование и реализуется с помощью распределения расходных и доходных полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления.
С другой стороны, бюджетное регулирование можно рассматривать как воздействие на экономику региона и страны в целом посредством доходных и расходных статей бюджетов, входящих в национальный консолидированный бюджет в целях обеспечения функционирования экономики, хозяйствующих субъектов в рамках заданных параметров.
Эффективность бюджетного регулирования определяется содержанием и организацией бюджетных процедур, обеспечивающих поступление средств в бюджет и расходование средств из бюджета. Реформирование бюджета и экономики должно сопровождаться не только изменением количественных пропорций и масштаба распределения финансовых ресурсов и ВВП посредством бюджета, но и изменением качественной составляющей всех бюджетных процедур, что сказывается на эффективности бюджетного регулирования.
Бюджетное регулирование экономики оказывает либо позитивное, либо негативное воздействие бюджетной системы страны (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) на развитие национальной экономики (региональной экономики, экономики муниципального образования) посредством бюджетных рычагов, механизмов и инструментов.
Налогово-бюджетные рычаги воздействуют на соотношения расходов и доходов как потребителей (домохозяйств).таки производителей (фирм). Это означает, что они влияют и на совокупный спрос, и ил совокупное предложение .
Подоходные налоги уменьшают ту долю располагаемых доходов, которые превращаются в расходы и обеспечивают часть совокупного спроса, которая представлена расходами потребителей. Налоги влияют и на объем производства через совокупный спрос. Понижение налогов способствует росту производства, а увеличение налогов, наоборот, сдерживает его. Том самым подоходный налог, влияя на совокупный спрос, выступает и как форма принудительного сбережения.
Необходим учет эффекта мультипликатора совокупного спроса при применении налоговых рычагов. Зависимость совокупного спроса и налогов выражается в следующем: во время повышения налогов совокупный спрос уменьшается, и наоборот, при понижения налогов совокупный спрос возрастает.
Учет отмеченных выше зависимостей позволяет государству ставить задачи и достигать их с помощью налоговых методов. Если, например, государство ставит целью увеличение совокупного спроса, то в этом случае оно уменьшает прямые налоги, устанавливая соответствующий налог
Аналогичным образом государство использует и косвенные налоги. Косвенные налоги включаются в пену товаров и, тем самым, уменьшают совокупный спрос. Поскольку эти налоги по сравнению с прямыми более регрессивны, то они способны оказывать на совокупный спрос еще большее влияние
Политика государства в области налогов по отношению к фирмам оказывает влияние и на совокупное предложение, потому что налоги на капитал или прибыль включаются предприятием в издержки, при этом соответствующим образом воздействуя на предложение с их стороны.
Основным преимуществом косвенных налогов является их оперативность. Прямые налоги изменяют редко, так как их состав и величина тесно связаны с формированием государственного бюджета, а косвенные налоги можно менять в течение года. Именно поэтому косвенные налоги выступают средством проведения дискретной политики, а прямые налоги - недискретной.
Дискретная
налоговая политика предполагает сознательное изменение ставок налогов в зависимости от экономической конъюнктуры. Кризисная ситуация и экономике предполагает снижение ставок налогов. Когда экономика на подъеме и есть опасность ее "перегрева", чреватого резким вхождением в кризис, ставки налогов могут повышаться, сдерживая тем самым совокупный спрос и экономический рост.
Недискретная
налоговая политика обусловлена тем, что ставки налогов в течение длительного времени не пересматриваются и эффект ее мер оказывается в зависимости от экономической конъюнктуры. Если происходит экономический рост, то это предполагает рост доходов субъектов экономики. Соответственно происходит рост налогов на личные доходы, прибыль, добавленную стоимость и т.д., что оказывает сдерживающее влияние, как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение и тормозит экономический рост, предотвращая "перегрев" экономики. В условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры доходы снижаются, соответственно, и снижается объем налогов, что сдерживает сокращение совокупного спроса и совокупного предложения, падение темпов экономического роста. Таким образом, как бы автоматически действуют своего рода "встроенные стабилизаторы".
|