Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России

Страница 1

Основными задачами социально-экономического развития Российской Федерации являются: поддержание действующей экономической системы и стимулирование экономического роста; обеспечение роста человеческого капитала и на его основе повышение качества и уровня жизни граждан; обеспечение безопасности страны. Эти задачи могут быть решены посредством повышения эффективности государственного регулирования современной рыночной экономики с использованием финансово-бюджетных и налоговых механизмов и инструментов.

Практическое и теоретическое обоснование государственного регулирования рыночной экономики явилось жесткой необходимостью, возникшей после великой депрессии 30-х годов прошлого века. Ученые и специалисты предлагают конкретные сценарии, и рецепты в виде системы конкретных мер для преодоления возникших экономических и социальных проблем и предотвращения возможного повторения тяжелых кризисных ситуаций. Стабилизацию экономики наряду с использованием денежного обращения и кредитно-банковской системы предлагается осуществлять через фискальную или финансово-бюджетную и налоговую политику. Такая политика государства обычно предусматривает изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, обеспечивающие стимулирование экономического роста, производство неинфляционного валового национального продукта, максимальную занятость трудоспособного населения и другие меры.

Следует указать на ряд обязательных условий или методологических принципов, необходимых для исследования сущности взаимосвязей между макроэкономическими динамически ми процессами и показателями бюджетно-налоговой политики как важнейшего механизма государственного макроэкономического регулирования:

1. Связь бюджетно-налоговой политики с макроэкономическими процессами позволяет говорить о ней как об одном из элементов макроэкономики. При этом важно отметить, что макроэкономика, по определению, является разделом науки об экономике как едином целом, в отличие от микроэкономики - раздела науки об отдельных рынках и экономических субъектах (агентах).

Все макроэкономические исследования в качестве изучаемого объекта имеют систему совокупных (агрегированных), рассчитанных по конкретным методикам количественных показателей, выраженных в конечном счете в денежной (ценовой) форме - национальных деньгах или конвертируемой валюте. Поэтому в сфере макроэкономического анализа, прежде всего, фигурируют деньги как измеритель, с одной стороны, всех видов ограниченных ресурсов, примененных и потребленных в течение определенного периода времени, а с другой стороны - общей величины продуктов и услуг, созданных и реализованных, зато же время. Для того чтобы справиться с изучением названных процессов, используется метод системного анализа, моделирования макроэкономических объектов. Макроэкономическая модель позволяет с помощью рассчитанных совокупных показателей дать общее представление о состоянии национальной экономики не только с количественной, но и с качественной стороны; показатели бюджетно-налоговой политики являются ее органической составной частью.

2. Как и все другие количественные макроэкономические характеристики, показатели бюджетно-итоговой политики не являются статическими, а отражают непрерывное движение экономики - ее динамику. Поэтому для определения состояния рыночной экономической системы в целом за конкретный период (обычно год) необходим глубокий анализ совокупных расчетных макроэкономических показателей, отражающих основные параметры движения этой динамики: общий и агрегатные векторы, темпы - абсолютные и соотносительные, и многое другое.

Достоверно оцепить состояние экономики в той или иной стране можно лишь спустя какое-то время после происшедших в ней изменений. Ибо собрать статистические данные обо всех важнейших сторонах экономической жизни, обработать их. превратить в динамические ряды, проанализировать полученные результаты и т. д. и т. п. - все это исключительно трудоемкие и сложные процессы, которые занимают массу времени. По самое главное заключается и том, чтобы полученные выводы достаточно точно и полно выражали суть происходящих событий, их конкретную динамику. В современных условиях все эти проблемы решаемы, и в развитых странах осуществляются всесторонние разработки основных макроэкономических моделей; познаны законы, управляющие их динамикой; созданы методология и методики расчетов показателей, прогнозирования и др.

Среди макроэкономических расчетных показателей особо важную роль играют: валовой национальный продукт (ВНП) валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), а также другие показатели, характеризующие отдельные стороны единого макроэкономического процесса. Такие, например, как интересующие нас величины доходов, расходов и сальдо государственного бюджета страны. Последние, будучи важными элементами макроэкономики, функционируют во взаимосвязи со всеми другими макроэкомическими показателями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены