Страница 2 3. Макроэкономика как наука изучает много различных проблем. Исходя из того, что бюджетно-налоговая политика является элементом макроэкономики, необходимо более конкретно определить ее место и взаимосвязи с другими элементами макроэкономической структуры. Не детализируя, следует заметить, что макроэкономические исследования включают в себя два блока проблем: макроэкономическое равновесие и прикладная макроэкономика, изучающая экономическую политику, необходимую для поддержания равновесия, обобщающая практику и служащая для макроэкономических прогнозов - краткосрочных и долговременных.
Естественно, что бюджетно-налоговая политика входит в сферу прикладной макроэкономики и тесно взаимодействует со всеми другими ее направлениями (денежно-кредитной, структурной, инвестиционной и т.д.). Эти взаимосвязи обусловливают необходимость согласования всех показателей, выработанных для различных направлений макроэкономической политики.
Показатели бюджетно-налоговой политики одновременно влияют и на показатели других фактических мероприятий и находятся в зависимости от последних. Таким образом, взаимодействие между показателями бюджетно-налоговой политики и других направлений экономической политики носит характер координации и происходит в основном по горизонтали. Иное дело - зависимость между показателями бюджетно-налоговой политики: налоги, доходы, расходы, их сальдо, прочее - и основными макроэкономическими показателями: ВНП, ВВП, ЧИП, НД и др. Эта зависимость имеет характер строгой субординации.
Две названные системы макроэкономических показателей - основные и относящиеся к области бюджетно-налоговой политики - соотносятся как целое и часть, в силу чего основные макроэкономические показатели являются первичными. В то же время показатели, характеризующие бюджетно-налоговую политику, являются производными от первичных, так как служат реализации главных целей: экономическому росту или стабилизации экономики, заложенных в ВНП, ЧНП и др. Сказанное, однако, не исключает, а предполагает и обратное воздействие вторых на первые (производных на первичные).
4. Динамические макроэкономические модели непосредственно связаны со статистическими системами измерения, позволяющими вести национальные счета, представляющие собой статистическую систему измерения ВНП и других макроэкономических показателей.
Организация и ведение национального счетоводства во многом зависит от состояния науки - эконометрики, которая включает в себя такие составляющие, как конкретные математические модели (системные уравнения) для экономики и математическую статистику. Но важно и их наполнение - это состояние реальной статистики, т е. наличие достаточно достоверных фактических макроэкономических данных, взятых за определенный период.
Возможность использования основных количественных макроэкономических показателей, в том числе и обоснованных показателей в области финансово-бюджетной и налоговой политики, возникла в середине прошлого столетия. Система этих показателей получила к настоящему времени достаточно глубокое обоснование в мировой экономико-финансовой науке и значительное количество примеров успешного осуществления на практике в различных странах. Правда, у нее имеются не только сторонники, но и противники, скептически относящиеся к эффективности применения этих приемов в экономической жизни. Однако можно предположить на основании реальных опенок, что к числу последних относятся главным образом те, кто не преодолел трудностей в овладении методологией и практикой осуществления финансово-бюджетной и налоговой политики в сложных реалиях современной экономики. Их мнением нельзя, конечно, пренебрегать, но преодолеть его можно и нужно за счет совершенствования научно-аналитической основы финансово-бюджетных мероприятий, а также профессиональной подготовки специалистов, занимающихся бюджетной политикой.
Эти проблемы являются актуальными и общими для всех экономически развитых стран. В то же время степень их практического решения в разных государствах мира различна. Существенно облегчает решение вышеназванных проблем проведение систематических расчетов при разработке ближайших и долгосрочных прогнозов, наличие стабильных методик (включая методики ООН и международных финансовых организаций). Именно данные методики служат основой для получения сравнимых результатов, дают возможность представить весь процесс финансово-бюджетной и налоговой политики в динамике, корректируя его показатели по мере необходимости, и оценить ожидаемые результаты от использования конкретных механизмов бюджетно-налогового регулирования национальной экономики.
Итак, бюджетное регулирование экономики, как правило, имеет в качестве целевой установки обеспечение стабильности и сбалансированности экономики, т. е. необходимо наличие макроэкономической цели. На наш взгляд, любая глобальная цель должна быть детализирована локальными и соподчиненными целями, которые позволяют обеспечить результативность воздействия на экономические процессы, на деятельность хозяйствующих субъектов и в последующем оценить эффективность усилий государства в этом направлении.
|