Страница 6 Доля налоговых поступлений в фонды социального страхования в общем объеме налоговых поступлений в послевоенный период постоянно возрастала. Так, в США доля налогов на соцобеспечение в общей сумме налоговых доходов возросла в четверо, а ставка федерального налога на социальное страхование возросла с 2% в 1949 году до 15,3% в 1990 году.
В настоящее время в целом по странам ОЭСР налоговые поступления по взносам социального страхования практически сравнялись с поступлениями от подоходного налога, а в некоторых странах эти платежи превысили поступления от подоходного налога (Япония, Нидерланды). Несомненно, эта тенденция отражает также изменения в современной социальной структуре общества: старение населения, изменение структуры семьи (рост числа одиноких родителей), рост безработицы.
Система подоходного обложения граждан в индустриально развитых странах в ходе налоговых реформ 80-90 годов нашего столетия также превратилась в действенный инструмент обеспечения социальной стабильности в обществе. При том, что в ее основу, как правило, положен принцип взимания равного налога с равных доходов, в рамках системы подоходного обложения учитываются экономическое, социальное, семейное положение, а также возраст каждого налогоплательщика.
Кроме вопроса: ,,Зачем необходимо собирать налоги?” - финансовая наука длительное время пыталась ответить и на другой вопрос: ,,Как надо собирать налоги, чтобы не затормозить, а по возможности и стимулировать рост эффективности общественного производства?”. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции на капиталоемкие и фондоёмкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, весьма существенна.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
Множество объектов обложения требуют системы налогов, поэтому необходима их классификация. Классификация налогов - это систематизированная, научно обоснованная группировка налогов в соответствии с однородными признаками.
Вопрос о классификации налогов является спорным: сохраняются разногласия среди ученых-финансистов по поводу критериев деления налогов на определенной основе. Например, профессор В.Н. Фролов считает, что существующие способы классификации налогов не представляют сколь-нибудь полезной информации для анализа. Он ставит под сомнение объективность деления налогов на прямые и косвенные. (В финансовой науке такое деление, взято из практики налогообложения ХVI в., впервые дано Д. Локком в конце ХVII в. и сохранено в налоговых законодательствах развитых стран мира). Ученый считает, что такой вид косвенного налога, как НДС, входит в цену товара и снижает предпринимательскую прибыль. Следовательно, его следует отнести к группе прямых налогов. Но в основе современной классификации налогов на прямые и косвенные не лежит критерий перелагаемости налогов. От него отказались еще в ХIХ в., когда было доказано, что прямые налоги перелагаются не хуже косвенных. В основе нынешнего деления налогов на прямые и косвенные лежит подоходно-расходный принцип, т.е. налоги, уплачиваемые при расходовании денежных средств на предметы потребления, относятся к косвенным, а налоги, взимаемые с доходов налогоплательщиков, к прямым.
|