Страница 7 Прямые налоги устанавливаются на доход или имущество физических и юридических лиц, производящих уплату налогов. К ним относятся: налоги на прибыль, доходы, недвижимость, за землю, пользование природными ресурсами, выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, на приобретение автотранспортных средств, отчисления средств пользователями автомобильных дорог и другие.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Для реальных налогов характерно взимание с отдельных видов имущества (поземельный, подомовой, подушный, промысловый); обложение строится на основе средней доходности этого имущества.
Личные налоги - это налоги на доходы или имущество, взимаемые у источника дохода или по декларации (подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, дарение и т.д.).
Прямые налоги - исторически наиболее ранняя форма налогообложения. Система прямы налогов начала широко формироваться с ХVII века. По сравнению с косвенными налогами прямые учитывают доходность налогоплательщика, его семейное положение; налогоплательщик точно знает сумму налога.
К косвенным относятся налоги на товары, работы или услуги, включаемые в цену товара или тарифы. Это налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, налог на топливо и др. Владелец или производитель товара при его реализации получает налоговые суммы с покупателей, которые перечисляют государству.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли.
Прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные - во Франции и Италии. В налоговой системе Республики Беларусь с момента ее создания и до настоящего времени значительную роль играли и играют косвенные налоги. Их активное использование в отечественной практике налогообложения связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансирования инфраструктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизованных в рамках бюджета финансовых ресурсов.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что важной задачей государства является поиск оптимального соотношения прямого и косвенного налогообложения. Использование прямых налогов сопряжено с дополнительными трудностями. В странах, где бюджет формируется преимущественно за счет прямых налогов необходимо постоянно вести кропотливую и дорогостоящую работу по контролю за реальными доходами населения. поэтому в странах с переходной экономикой, где невысоки доходы населения, только начинает формироваться в обществе налоговая культура и ответственность налогоплательщиков, отсутствует развитая рыночная, в том числе банковская инфраструктура, закономерно отдают предпочтение косвенному налогообложению. Косвенные налоги более надежны в поступлении, удобны во взыскании, по ним практически исключаются уклонения от уплаты, если не считать теневой бизнес.
По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов выделяют государственные и местные налоги.
Установление и введение в действие государственных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в центральный бюджет. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. Например, в Республике Беларусь к таким платежам можно отнести НДС, налог на прибыль, акцизы и др.
Местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным органом, так и соответствующим местным (региональным) органом власти, но вводятся они только решением, принятым на местном уровне (в Республике Беларусь к таким платежам можно отнести налог с продаж, сборы за услуги и т.д.). Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Число таких налогов в отдельных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов - от 30 до 70%. В некоторых странах (например в США, Швейцарии) к местным налогам относятся и налоги взимаемые местными властями в виде надбавок к налогам, закрепленным за вышестоящими бюджетами.
Налоги по порядку их использования подразделяются на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Целевые налоги зачисляются в обособленные целевые бюджетные или внебюджетные фонды.
|