Страница 4
Финансовые ресурсы местных бюджетов состоят из налоговых платежей, поступлений, трансфертных выплат центрального правительства, доходов от текущей деятельности, от продажи имущества, заемных средств. Доля собственных налогов в финансовых ресурсах местных органов власти стран Европейского Союза составляет в среднем 25,7%, трансфертов - 49%. Таким образом, в разных странах Европейского Союза степень финансовой автономии различна. Она зависит от возможности установления и изменения налоговых ставок, соотношения собственных, закрепленных и совместных налогов в налоговых ресурсах, доли заемных средств, дотаций и субсидий в общем доходе и возможности доступа и свободного распоряжения этими средствами.
В переходном периоде происходят и существенные изменения в бюджетном устройстве Беларуси за счет усиления самостоятельности всех органов власти в формировании и исполнении своих бюджетов, расширения их имущественных и финансовых прав.
Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008 - 2012 годы четко определена стратегическая цель государства - повышение благосостояния народа на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечение рациональной занятости населения и постепенное доведение уровня его социальной защищенности до международных стандартов. На реализацию этих задач и сориентирована бюджетная политика.
Зависимость между производством, налогообложением и формированием доходов бюджета - вот та теоретическая основа, без которой невозможно конструировать оптимальную налоговую систему.
История налогов насчитывает тысячелетия. Их появление связано с возникновением первых государств.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития, от древнего мира до начала средних веков, государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. На втором этапе, 16 век - начало 19 века, в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. И, наконец, третий, современный этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, так как правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Итак, налоги представляют собой обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании законов о налогах и актов законодательных органов, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Здесь государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности.
Налогоплательщики должны беспрекословно подчиняться закону, а вопросы об установлении налогов и государственном бюджете страны не могут выноситься на общенародный референдум. Налогоплательщики, как правило, уплачивают налоги самостоятельно. Однако, если они нарушают установленные нормы налогообложения, то в силу вступает механизм принуждения и применения финансовых и штрафных санкций.
В конечном счете, налоги косвенным способом все же возвращаются налогоплательщикам в виде финансирования из бюджета отдельных отраслей экономики, расходов социально-культурного назначения или для удовлетворения других общественных потребностей. Поэтому предприятиям и населению небезразлично, как используются их платежи, и они вправе требовать от государства полного отчета об исполнении бюджета.
В период формирования рынка непрерывный рост и дифференциация фискальных систем, а также развития практики налогообложения существенно опережали финансовую науку. Общественное мнение оказалось неподготовленным к восприятию необходимости и неизбежности взимания налогов с абсолютного большинства граждан, участвующих в рыночных отношениях. Правительства столкнулись с уклонением от уплаты налогов. Финансовая наука, объясняя принципы государственного устройства в условиях развивающихся рыночных отношений, была вынуждена исследовать вопросы необходимости налогообложения и теоретического обоснования права государства на взимание налогов.
|