Страница 1
Основным звеном финансовой системы любой страны является государственный бюджет, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества.
По своей внешней форме государственный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на год.
Сделать независимую экспретизу ущерба. Как проходит оценка ущерба zalivunet.ru. Следует иметь ввиду, что бюджет как исходная сфера бюджетной деятельности может рассматриваться с двух точек зрения - экономической и юридической. По экономической сущности бюджет - это совокупность экономических (финансовых) отношений, возникающих по поводу образования, распределения и использования централизованных фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В юридическом аспекте - это правовой акт, основной финансовый план образования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований в целях их социально-экономического развития.
Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы - организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав - представляют собой бюджетное устройство.
В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально-административного деления, уровня развития экономики и других специфических черт государства. Основными считаются две формы государственного управления - унитарное и федеративное. В унитарных государствах (Япония, Италия, Англия, Польша, Республика Беларусь) имеются два уровня бюджетов: государственный и местные. В федеративных государствах (Россия, Германия, США, Франция, Канада) - три звена: федеральный бюджет; членов федерации и местные бюджеты.
Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система. Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов; бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; местных бюджетов.
Бюджетная система Республики Беларусь включает: республиканский бюджет, бюджет города Минска и местные бюджеты (областные, городские, районные, сельские и поселковые).
Каждый из нас стремиться планировать свое будущее. Мы мечтаем, ставим перед собой цели и стремимся их достичь. То же происходит и в масштабах государства. Поэтому каждый раз в канун Нового года Правительство принимает новый финансовый план, который именуется Государственным бюджетом.
Рассмотрим структуру государственного бюджета различных стран на 2010 год (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Структура государственного бюджета стран СНГ на 2010 год
Показатели |
Беларусь |
Россия |
Украина |
Казахстан |
Доходы |
6104593,8 млн. рублей |
2417791,8 млн. рублей |
50020,9 млн. гривен |
631555,7 млн. тенге |
Расходы |
6598593,8 млн. рублей |
2345641,4 млн. рублей |
52055,8 млн. гривен |
714359,7 млн. тенге |
Дефицит |
494000,0 млн. рублей |
_ |
203492,5 млн. гривен |
82840,0 млн. тенге |
|