Пути совершенствования налоговой системы РФ

Страница 4

Полагаю, что следует согласиться с теми, кто считает, что налоговая ответственность по своей природе относится к административной ответственности. На сегодняшний день, признаки налогового правонарушения, содержащиеся в статьей 106 НК, не позволяют в должной мере отграничить его от административного проступка, и единственно, в чем проявляется специфика указанного правонарушения, так это в том, что составы правонарушений указаны в Налоговом кодексе. Кроме того, специфический процесс привлечения к ответственности во многом является не столько причиной отнесения налоговой ответственности к самостоятельному подвиду ответственности, сколько следствием такого отнесения. Не думаю, что налоговые санкции были бы менее эффективны, если бы их применяли в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Более того, уверен, что именно отнесение налоговой ответственности к административной ответственности, позволил бы разработать эффективный процесс привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, который бы смог вобрать в себя все достижения административно-правовой науки, пусть даже с некоторыми особенностями, обусловленными спецификой налоговых правоотношений. Во всяком случае, на мой взгляд, вопрос о месте налоговой ответственности в системе юридической ответственности окончательно еще не решен и нуждается в серьезной научной проработке.

Вместе с тем, уже сегодня на повестке дня стоят вопросы, нуждающиеся в скорейшем разрешении. И главная проблема - это сама процедура привлечения к налоговой ответственности. Следует напомнить, что к административной ответственности виновные лица привлекаются в ходе производства по делам об административных правонарушениях, задачами которого являются "всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений". В ходе производства по делам об административных правонарушениях лицу, обвиняемому в совершении административного проступка гарантируется право на защиту, что и позволяет уполномоченному органу принять взвешенное, объективное решение, учитывающее все обстоятельства дела.

Иным образом обстоит дело с процедурой привлечения к налоговой ответственности. Согласно статье 101 НК РФ налогоплательщик приглашается к участию дела только в том случае, если правонарушение было выявлено в ходе выездной проверки, по итогам которой был составлен акт, а налогоплательщик подготовил свои возражения по акту. В иных случаях налогоплательщику или иному лицу, привлекаемому к ответственности, не только никто не гарантирует его право на защиту при вынесении решения руководителем налогового органа, но даже никто не гарантирует его информирование о факте выдвинутых против него обвинений в совершении налогового правонарушения. Налогоплательщик может узнать, что его привлекли к ответственности только тогда, когда с него в судебном порядке будут взыскивать штрафы за налоговые правонарушения. Однако, с принятием поправок в первую часть НК РФ, предусматривающих исключение судебной процедуры взыскания "малозначительных" штрафов, даже на стадии принудительного взыскания санкций лицо, привлеченное к ответственности, может не знать о сути претензий к нему со стороны государства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены