Страница 2 Поспешность, с которой принимался Налоговый кодекс, не могла не отразиться на его качестве. Противоречивость норм, неоднозначность формулировок, обилие опечаток, лексических и терминологических ошибок предоставляют все возможности недобросовестным налогоплательщикам для произвольного манипулирования положениями Налогового Кодекса РФ. Налоговый Кодекс РФ содержит смысловые неточности, способные оказать негативное влияние на функционирование и развитие налоговой системы в России, а также на эффективность документально-проверочной деятельности налоговых органов.
Налоговая система России в настоящее время находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также на снижение налоговой нагрузки были осуществлены в 2001-2007 гг. В частности, за эти годы приняты и вступили в действие 17 глав второй части Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов. Окончательно оформилась структура налоговой системы России.
Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений.
Поэтому главное внимание в 2008 и последующих годах должно быть уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.
В частности, в правоприменительной практике возникают трудности в реализации положений действующих статей 20 и 40 Кодекса, регулирующих применение налогоплательщиками цен для целей налогообложения. Поэтому необходимо внести изменения в Кодекс, направленные на упорядочение налогового контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов при применении трансфертного ценообразования, совершенствование принципов определения рыночных цен товаров (работ, услуг) и уточнение перечня взаимозависимых лиц для целей налогообложения.
В направлении дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ правительственными мерами с 2009 года являются:
снижение основной ставки НДС с одновременной отменой действующей ныне льготной ставки для некоторых товаров и услуг с установлением единой ставки этого налога;
отмена некоторых из существующих налоговых льгот по НДС и перечня операций, облагаемых по ставке 0 процентов по результатам анализа эффективности их применения;
индексация специфических ставок акцизов в соответствии с прогнозируемым на 2008 год уровнем инфляции;
увеличение ставок акциза на сигареты на 20 % по сравнению с уровнем 2008 года.
Одной из серьезных проблем, которые мешают созданию эффективной системы налогового контроля, является проблема постепенной трансформации функций налоговых органов из контрольных в фискальные. И здесь, введение сначала в обиход, а затем и в правовые акты странного наукообразного термина "налоговое администрирование", позволяет государственным органам провести эту трансформацию наименее заметной. При формулировании сегодня задач, стоящих перед налоговыми органами, происходит "плавная" подмена задачи по контролю за правильностью соблюдения законодательства о налогах и сборах, задачей по обеспечению поступлений финансовых средств в бюджет в определенном объеме. При всей видимой схожести названных задач, очевидно, что эти задачи, отнюдь, не тождественны.
|