Изучение экономической роли государства - неотъемлемая
составная часть экономического образования в странах с развитым рыночным
хозяйством. Вряд ли сегодня кто-либо попытается доказывать, что современное
рыночное хозяйство может развиваться без вмешательства государства. Сегодня
трудно себе представить общество, где бы государство не проводило активную
бюджетно-налоговую политику, где бы оно не регулировало сферу финансовых
отношений, не занималось решением социальных и других важных для общества
проблем. Государство оказывает существенное воздействие, как на экономическое,
так и на социальное развитие почти во всех странах. Поэтому вполне закономерно,
что в рамках экономической науки постоянно ведутся исследования, посвящённые
этой важной и многогранной проблеме.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться
государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления
вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного
государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако
необходимость выполнения государством определённых функций в экономике не
подвергается сомнению. Это ещё раз получило подтверждение в ходе «кейнсианской
революции», которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную
экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических
доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за
экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование
экономики имеет важное значение для экономического и социального развития
страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует
широкий набор средств и методов воздействия на экономику таких как бюджет,
налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
Государственное регулирование, направленное на
обеспечение стабильности экономического роста представляет собой систему мер
законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых
правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и
приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям. Важно отметить, что государственное регулирование и экономический
рост может осуществляться за счёт широкого спектра механизмов и мер
воздействия. Главным из них являются денежно-кредитная и фискально-бюджетная.
Проблемы экономического роста занимают в настоящее
время центральное место в экономических дискуссиях и обсуждениях, ведущимися
представителями разных наций, народов и их правительств. Растущий объём
реального производства позволяет в какой-то степени разрешить проблему с
которой сталкивается любая хозяйствующая система: ограниченностью ресурсов при
безграничности человеческих потребностей.
Отечественная экономическая наука переживает сегодня
новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования,
навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале
90-х годов, в конце 90-х она опять вынуждена обратиться к теме государственного
регулирования экономики.
Поэтому именно вопрос государственного вмешательства в
экономику, его пропорции, методы, формы и средства являются главным проблемным
звеном правительства.
Теоретические основы государственного регулирования и
экономического роста
|