Страница 1
В целом государственные и муниципальные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство и органы местного самоуправления денежными средствами, необходимыми им для выполнения экономических, социальных и политических функций.
В финансовой системе страны централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. Бюджетная система в Российской Федерации представляет собой совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях.
Бюджеты являются финансовой основой государственных и муниципальных органов власти. Ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности органов местного самоуправления. Функционирование бюджетной системы регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Бюджетная система Российской Федерации включает три уровня: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты (бюджеты органов местного самоуправления).
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и принимаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов утверждаются в форме законов субъектов РФ. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды, которые представляют собой фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников и используемые по отдельной смете. Средства этих фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению.
Для планирования и анализа бюджетных ресурсов составляются консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичных финансов во всех развитых странах мира. В странах Запада внебюджетные фонды обычно создаются для обеспечения финансирования социальных, научно-технических, экологических, инвестиционных и других потребностей страны. Они расширяют возможности государственного влияния на развитие хозяйственной и социальной жизни общества.
Экономические фонды наибольшее развитие получили в годы мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для оказания финансовой поддержки частному бизнесу, а также непосредственно после Второй мировой войны - для развития экономики государств. С начала 90-х годов в развитых странах большое внимание уделяется созданию научно-технических фондов.
Фонды социального назначения особенно активно стали развиваться в последнее время, что позволяет властям проводить действенную социальную политику.
Количество внебюджетных фондов и объем аккумулируемых ими средств может быть весьма значительным. Например, во Франции внебюджетные фонды по своим размерам сопоставимы с государственным бюджетом. В СССР внебюджетные фонды не имели широкого распространения.
В Российской Федерации система внебюджетных фондов начала создаваться в процессе реформирования государственных финансов (с 90-х годов XX в.). Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти и органов местного самоуправления. Решения о создании внебюджетных фондов принимаются: Федеральным Собранием - на федеральном уровне, законодательными органами власти субъектов Федерации - на региональном уровне, органами местного самоуправления - на муниципальном уровне.
Государственный и муниципальный кредит - это денежные отношения между государством, муниципалитетами и юридическими, физическими лицами по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантии.
Как экономическая категория государственный и муниципальный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита и совмещает их особенности:
• в качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, муниципальных образований, однако отличается от других классических финансовых категорий тем, что связан не только с односторонним движением стоимости (как, например, налог: от плательщика - в бюджет), но ему присущи также возвратность и платность - важнейшие черты классического кредита;
|