Страница 1
С учетом высокой дотационности республики и муниципальных образований важнейшей проблемой остается рациональное расходование бюджетных средств. С этой целью, прежде всего, предстоит продолжить работу по дальнейшему совершенствованию бюджетного законодательства. В частности, максимально следует упростить процедуру распределения межбюджетных трансфертов, ввести критерии и показатели оценки эффективности использования бюджетных и инвестиционных средств
Необходимо провести полную инвентаризацию получателей бюджетных средств и прежде всего бюджетных учреждений, проанализировать качество их работы, ускоренно переходить на отраслевую систему оплаты труда, позволяющую оценивать деятельность работников бюджетной сферы по конечным результатам.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств, обеспечения взаимоувязки их с долгосрочными целевыми программами развития республики, внедрения элементов бюджетирования, ориентированного на результат, считаю целесообразным расширить горизонт бюджетного планирования в республике и перейти, начиная с 2009 года, к формированию республиканского бюджета на трехлетний период как основу долгосрочного финансового планирования.
Надо также упорядочить процесс разработки, принятия и реализации республиканских целевых программ, четко определить критерии для их разработки, установить действенный механизм контроля за их осуществлением.
Говоря об оптимизации служб заказчиков по строительству, осуществляемому в рамках Республиканской инвестиционной программы, можно сказать, что в этом направлении сделаны первые шаги. В частности, принято и реализовано решение о постепенном переходе к реализации Программы несколькими крупными заказчиками. В то же время еще остаются проблемы на уровне выбора подрядных организаций. Торги нередко превращаются в формальность, нет реальной экономии бюджетных средств по их результатам. При выборе подрядчиков не всегда изучается и налоговая дисциплина организаций. Правительству следует обратить на это особое внимание.
Важным направлением государственной политики, нацеленной на улучшение качества жизни людей и повышение эффективности деятельности органов власти, является проводимая в стране административная реформа. В республике принята и реализуется в соответствии с федеральной Концепцией программа «Проведение административной реформы в Республике Дагестан в 2008-2010 годах». Главными задачами в ней определены повышение качества и доступность предоставляемых государственных и муниципальных услуг, их оказание в максимально сжатые сроки, в том числе и в электронной форме. Человек не должен изматываться в очередях, преодолевая многочисленные бюрократические препоны при получении различных справок, документов, пособий, субсидий, - то есть всего того, что ему обязаны предоставить государственные или муниципальные структуры.
Одним из направлений реализации административной реформы является создание многофункциональных центров по предоставлению населению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Продолжается в республике работа по упорядочению деятельности контролирующих органов. Только в бюджетной сфере за счет оптимизации и внедрения системы комплексных совместных проверок удалось снизить их общее количество за два года более чем на 100. Считаем необходимым продолжить процесс оптимизации количества проверок при одновременном повышении их качества и результативности. В прошлом году было выявлено 147 случаев нецелевого использования бюджетных средств на сумму 205,8 млн. рублей, из них восстановлено в бюджеты всех уровней только 96,4 млн. рублей. По выявленным финансовым нарушениям передано в правоохранительные органы 142 материала на общую сумму 2,4 млрд. рублей. Ни один из них не дошел до судебных органов, что свидетельствует или о низком качестве работы органов контроля и следственных действий правоохранительных органов, или об их заинтересованности не доводить дело до суда.
В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан, приведения их в соответствие с новой системой и структурой органов исполнительной власти Российской Федерации, а также с учетом расширения возлагаемых на республику федеральным законодательством полномочий по предметам совместного ведения считаю целесообразным внести в структуру органов исполнительной власти республики соответствующие изменения.
В республике проведена значительная работа по обеспечению полноценного осуществления органами местного самоуправления своей деятельности. В порядке реализации предложений, высказанных в Послании в прошлом году, за ними закреплены дополнительные нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов, что позволило существенно укрепить финансовую основу местного самоуправления. Мы и впредь будем оказывать всестороннюю помощь муниципальным образованиям. В то же время от привычных подходов к межбюджетным отношениям, порождающим иждивенчество, нужно переходить к системе, стимулирующей инициативу и развитие. В этой связи принципиально важен переход к долгосрочному планированию объемов финансовой помощи муниципальным образованиям. На указанные объемы не должны влиять дополнительные доходы, полученные местными бюджетами в результате качественного улучшения администрирования, активной работы по наращиванию налогового потенциала. Это актуализирует и разработку системы показателей муниципальной статистики.
|