Страница 2 Необходимо активнее формировать экономическую базу на местах, искать дополнительные источники пополнения доходной части муниципальных бюджетов.
Особое значение имеют вопросы ускорения разграничения государственной собственности на землю, правового закрепления муниципальной собственности на земельные участки. Надо отметить, что не все руководители на местах проявляют заинтересованность в завершении этой работы. Учитывая важное значение этого вопроса, мы предусмотрели в республиканском бюджете часть средств на финансирование этих мероприятий (108,5 млн. рублей) и уже в нынешнем году планируем завершить работу по разграничению собственности на землю в 10 городах и 12 крупных районах.
Другое направление - это разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами и поселениями. Несмотря на то, что эти вопросы в целом решены, в республике до сих пор не принят закон, устанавливающий порядок осуществления этих процедур. Необходимо ускорить его разработку и принятие.
Важной задачей является обеспечение местного самоуправления квалифицированными кадрами.
В результате прошедших в марте прошлого года выборов значительно обновился кадровый состав руководителей органов местного самоуправления. Из 52 глав муниципальных районов и городских округов сменилось 18, а из 706 глав поселений - 278. Таким образом, корпус местных руководителей обновился примерно на 40%.
Критерием оценки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в основном служат показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения, определенные в соответствии с полномочиями каждого уровня власти. Президентом Российской Федерации подписан Указ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». Нам необходимо организовать работу по его реализации, а главам муниципальных районов и городских округов - активно в нее включиться.
Важной задачей деятельности органов власти должно стать решение жилищной проблемы. Одно из реальных направлений в наших условиях - это развитие индивидуального жилищного строительства. Для этого в первую очередь необходимо бесплатно, без сложных процедур предоставлять гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, земельные участки, создавать условия для использования ипотечного кредита, повышать его доступность для населения.
Другое важное направление решения жилищной проблемы - это строительство социального жилья, предоставляемого малоимущим и гражданам, остро нуждающимся в улучшении жилищных условий, по договору социального найма. Нам необходимо в разы увеличить строительство и ввод этой категории жилья, подготовить земельные участки для их строительства, подвести к ним нужную инфраструктуру, а также провести инвентаризацию списков очередников. Надо продумать механизм привлечения частного капитала в данную сферу - предоставлять компаниям бесплатно землю, передавать им для реализации часть жилого фонда, использовать систему налоговых льгот и т.д. При этом нельзя забывать о качестве возводимого жилья и других объектов, к которому в настоящее время возникает много претензий. Особенно это касается сейсмостойкости и эксплуатационной надежности возводимых зданий. Администрации муниципальных образований должны выдавать разрешение на строительство жилья, других объектов только при наличии утвержденной проектно-сметной документации, заключения государственной экспертизы, требовать с застройщиков строгого соблюдения норм Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Первоочередного внимания требует жилищно-коммунальная сфера.
В настоящее время в основном определены полномочия каждого уровня власти, созданы правовая, экономическая и материально-техническая основы их деятельности. Полномочия по обеспечению жильем, жилищно-коммунальными услугами, жизненно важными для граждан, в основном возложены на местную власть. И она должна нести всю полноту ответственности за качество и своевременность оказания этих услуг.
Без коренного реформирования жилищно-коммунальной сферы у нас постоянно будут проблемы с оказанием населению услуг требуемого качества и объема. Необходимо активнее внедрять рыночные механизмы в эту сферу, создавать товарищества собственников жилья, повышать ответственность и инициативу самих граждан, предотвращать необоснованное повышение тарифов и одновременно увеличивать собираемость платежей, применяя современные технологии при расчетах населения за коммунальные услуги. При этом следует отметить, что в республиканском бюджете предусмотрены значительные финансовые средства на субсидирование части стоимости коммунальных услуг населению, имеющему доходы ниже прожиточного минимума.
|