Страница 6 Узким местом существующих налоговых отношений являются недостаточные четкость и ясность положения нормативных документов. На повестке дня - принятие четких правил введения изменений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. Необходимо законодательно закрепить, что введение новых или отмена действующих налогов, а также изменение правил их взимания осуществляются одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные или иные нормативные акты по налогам и сборам.
Налоговая система - важнейший элемент рыночных отношений, и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране. В нашем обществе, к сожалению, усилиями органов и власти, и экономической науки, и практики за долгие годы создано негативное отношение к налогам. Поэтому любое решение в этой области должно приниматься с учетом возможных социальных и политических последствий. Огромный практический и теоретический опыт экономически развитых стран в этой области может быть использован лишь относительно, с учетом экономических, социальных и политических условий развития Беларуси.
Сложность проведения налоговой реформы связана с тем, что белорусская экономика сегодня не базируется на рыночных отношениях, а находится в переходном периоде со всеми его противоречиями. Отсюда невозможность обеспечить стабильность налоговой системы в сегодняшних условиях. Как и при формировании общественных экономических отношений, в налоговой сфере приходится идти методом проб и ошибок. При этом следует постоянно помнить, что колебания из стороны в сторону более опасны, чем консервативное отношение к уже созданному.
Выдвигаемые предложения и новые мысли в области налогов касаются, как правило, отдельных элементов налоговой системы: размеров ставок, льгот и привилегий, объектов обложения, замены или усиления одних видов налогов другими. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешнему этапу перехода к рыночным отношениям, пока практически нет. И это, видимо, не случайно.
В современных условиях, очевидно, не может стоять вопрос о коренной ломке действующей налоговой системы, так как любые попытки перекроить ее, пусть даже в интересах товаропроизводителя, как это нередко предлагается, могут подорвать веру в стабильность финансовой и, в частности, налоговой политики. Эффективность новых преобразований может проявиться не очень скоро, и не всегда она бывает такой, какая планировалась. А товаропроизводитель при этом потеряет веру в государство.
Нереально сегодня м существенное усиление или ослабление налогового пресса. Рост налогового давления может привести только к дальнейшему свертыванию производства, или уходу его в теневую экономику, следовательно, к падению поступлений налогов. Ослабление же налоговой нагрузки невозможно до тех пор, пока не будет решена проблема улучшения собираемости налогов. Сейчас важнее в пределах сегодняшних сумм налогов, собираемых в государственную казну, усилить их стимулирующую роль, ослабить те элементы, которые ,,душат” товаропроизводителя, снижают его заинтересованность в росте инвестиций и расширении материального производства.
Эффективность налоговой реформы сегодня в решающей степени зависит от способности государства ликвидировать спад производства, осуществить серьезные преобразования для укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, обеспечить реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы не предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети так называемых малых предприятий.
|