Страница 1
Эффективное управление предприятиями сферы обращения во многом определяется состоянием действующей системы налогообложения, поскольку налоги являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики.
Налоги - основная форма доходов государства. Но нельзя забывать главный принцип налогообложения: как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. От принципов построения налоговой системы, методики учета и анализа налоговых расчетов и платежей во многом зависит финансовое состояние предприятий торговли и других отраслей национальной экономики.
Осуществление рыночных преобразований в Республике Беларусь активизировали работу по совершенствованию системы налогообложения. Вместе с тем, область финансовых отношений, регулирующая налогообложение предприятий сферы обращения, нуждается в дальнейшем совершенствовании и развитии.
Так, несмотря на создание в стране основ налогового законодательства, существуют немалые трудности при исчислении и уплате налогов. Множество вопросов, возникающих при совершенствовании хозяйственных операций, учете налоговых платежей и их исчислении, не получают ответов из-за несовершенства методической базы налогообложения. Требования налогового законодательства и бухгалтерского учета при переходе на международные стандарты часто не совпадают. Происходящие изменения в налогообложении практически не затрагивают порядок отражения в учете расчетов и платежей по налогообложению юридических и физических лиц. Наличие таких противоречий приводит к нарушениям в порядке исчисления налогооблагаемой базы, искажению начисленных сумм налогов и, как следствие этого - к огромным финансовым санкциям налоговых служб.
Негативно отражается на состоянии расчетов, учета и уплаты налоговых платежей, недостаточность научных и практических разработок по организации и методике внутрихозяйственного учета и экономического анализа. Следует особо отметить, что такой учет и анализ является важнейшим инструментом, от правильной организации и функционирования которого зависит не только четкое исполнение налогоплательщиками налогового законодательства, но и объем поступлений в государственный бюджет.
Возникающие расхождения между бухгалтерским учетом и законодательством обусловлены также тем, что в некоторых случаях информация, содержащаяся в первичных учетных документах, должна быть скорректирована для целей налогообложения. Кроме того, налоговым законодательством предусмотрено введение специальных налоговых регистров, отличных от бухгалтерских, в частности, налоговой карточки по учету доходов и подоходного налога, книги покупок и книги продаж по НДС. Таким образом, сложилась ситуация, когда существующая система бухгалтерского учета и анализа не удовлетворяет требованиям налогового законодательства и не обеспечивает налогоплательщиков необходимой информацией для определения величины налоговых обязательств.
Чтобы разрешить сложившиеся противоречия в системе финансового учета и анализа, целесообразно выделить в системе бухгалтерского учета налоговый учет, который, наряду с требованиями бухгалтерского учета и анализа, будет удовлетворять требования налогового законодательства. В основе этой системы должна лежать действующая в рамках финансового учета система налогового учета, но дополненная и откорректированная с учетом требований существующей системы налогообложения. Основной целью системы налогового учета и анализа является формирование достаточно полной и достоверной информации о налоговых обязательствах торговых и других предприятий, необходимой для составления бухгалтерской и налоговой отчетности.
|