Страница 3 Тем не менее до настоящего времени, несмотря на принятие в Республике Беларусь Закона о бухгалтерском учете и отчетности в нашей системе учета существуют определенные методические недоработки. В учете не отражаются предстоящие процентные платежи, весьма запутана методика отражения арендных отношений, оценки имущества. Бухгалтерская отчетность и сегодня ориентирована во многом на удовлетворение фискальных интересов государства. Зачастую сотрудники налоговых органов рекомендуют предприятиям такой порядок учета, который, прежде всего, удобен для них - в ущерб международным принципам, требованиям, стандартам.
В качестве основных принципов организации налоговой системы в условиях рыночной экономики можно выделить следующие:
1. Адекватному развитию экономики должна соответствовать определенная система налогов, их виды, соотношение прямых и косвенных налогов.
2. Правильный выбор методов налогообложения, которые позволяли бы установить единые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, независящие от форм собственности, так и от организационно-правовых форм предприятий.
3. Одинаковый подход к расчету величины налога вне зависимости от источника полученного дохода.
4. Обеспечение принципа однократности обложения налогами и недопущение (избежание) двойного налогообложения.
5. Научное обоснование размера взимания и определения ставки налога, которое создавало бы плательщику налога право иметь доход, обеспечивающий нормальное развитие предприятий и других субъектов хозяйствования.
6. Дифференциация ставки налога в зависимости от уровня дохода или стоимости имущества.
7. Стабильность ставок налогов на длительный период времени, простота их исчисления.
8. Установление системы налоговых льгот, единство налоговых льгот для всех категорий налогоплательщиков. Действующая в Республике Беларусь налоговая система еще не отвечает всем перечисленным выше принципам и требованиям. Главная причина этого - отсутствие стабильности в проведении общей экономической политики. Очевидно, что наша налоговая система устарела и нуждается в совершенствовании и развитии. На мой взгляд, существует несколько возможных путей изменения налоговой системы:
*либо выбрать одну из успешно функционирующих западных налоговых систем наиболее близкую для Республики Беларусь;
*либо использовать систему, адаптированную для переходного периода;
*либо разработать совершенно новую налоговую систему для Республики Беларусь, но с учетом передового отечественного и мирового опыта.
Надо сказать, что резкая кардинальная замена налоговой системы может нанести непоправимый ущерб экономике страны. Поэтому при решении этого вопроса необходим взвешенный подход, основанный на глубоком изучении истории развития и проблем налогообложения, существующих в налоговых системах стран мира с различным экономическим уровнем и адаптации полученных знаний к условиям Беларуси.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что основными направлениями совершенствования системы налогообложения являются:
*построение единой налоговой системы;
*создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов;
*упрощение системы налогообложения;
*создание совершенной, оптимальной законодательной налоговой базы;
*улучшение системы сбора налогов, позволяющей увеличить налоговые поступления в государственный бюджет при сохранении справедливости налогообложения;
|