Страница 3 Для переходной экономики Беларуси оптимальный уровень налоговой нагрузки не должен быть выше теоретически обоснованного предельного уровня. Это позволит создать благоприятные условия для экономического роста и осуществления структурной перестройки экономики.
В 2000 г. в Беларуси налоговая нагрузка на экономику республики реально составляла с учетом отчислений в ФСЗН - 49,6% от ВВП. Однако предусмотренный налоговым законодательством уровень налогового пресса был намного выше, что оказалось непосильным для экономики республики и выразилось в падении деловой активности и платежной несостоятельности перед бюджетом ряда плательщиков. По мере совершенствования налоговой системы, сокращения количества обязательных платежей в бюджет и снижения их ставок, уровень реальной налоговой нагрузки до 2006 г. снижался. Но в 2006-2007 гг. налоговая нагрузка снова несколько возросла. Однако снижать налоговую нагрузку, чтобы не нанести ущерба бюджету, можно только одновременно принимая компенсационные меры по увеличению налогооблагаемой базы.
В 2008 г. налоговая нагрузка снизилась до 41,5% от ВВП. Это произошло за счет уменьшения платежей из выручки и применения нулевой ставки НДС при экспорте продукции в дальнее зарубежье.
Введение зачетного метода исчисления НДС привело к некоторому перераспределению налогового бремени по данному налогу между плательщиками: заметному снижению его доли у экспортеров и незначительному росту у остальных предприятий. Но в целом по республике этот доходный источник бюджета уменьшился.
Одной из причин, обусловивших достаточно высокую налоговую нагрузку на экономику республики, является значительное количество взимаемых в бюджет республики целевых платежей в бюджетные и внебюджетные фонды. Так как они носят временный характер и призваны решать неотложные экономические и социальные задачи, стоящие перед государством, то по мере решения этих задач, число целевых платежей сокращается, уменьшается и размер их совокупных отчислений.
Если говорить о развитых странах, то в зависимости от степени социальной ориентированности общества, уровня экономического развития и стабильности государство регулирует уровень централизации финансовых ресурсов для решения социальных и других проблем общегосударственного значения. Этим обусловлен значительный диапазон по налоговой нагрузке на экономику в развитых странах, который колеблется от 29,8% (США) до 55,3% (Швеция).
Анализ налоговой ситуации на отечественном и мировом рынках приводит к выводу, что проблемы налогообложения каждой страны необходимо рассматривать во взаимосвязи с развитием налоговой политики мирового сообщества. Интегрирующая функция налогообложения заставляет учитывать при разработке национальной налоговой политики такие внешние факторы, как состояние налогового климата в других странах, налоговые ставки, применяемые государствами-партнерами, опыт и перспективные направления налоговых реформ за рубежом.
Исследование действующей практики учета расчетов с бюджетом и пути его совершенствования в современных условиях хозяйствования
|