Страница 2
Главной отличительной особенностью системного налогообложения развитых стран является его тесная взаимосвязь со структурой экономики, реально складывающимися экономическими пропорциями, а также ориентация на цели экономического развития.
Фискальная направленность налогообложения, как показывает опыт развитых государств, сопровождается противоречивыми последствиями. С одной стороны, рост налоговых поступлений в доходах бюджета создает реальные возможности для государственного воздействия на воспроизводственные процессы. С другой стороны, рост налогового бремени имеет отрицательные последствия, которые проявляются непосредственно, воздействуя на экономические мотивы и стимулы, и опосредованно, изменяя общие, макроэкономические условия воспроизводства.
Изменение микро- и макроэкономической ситуации может быть предопределено использованием конкретного вида налогообложения. Так, повышение ставки налога на прибыль сопровождается снижением: нормы прироста капитала, что может отразиться на размерах капиталовложений, совокупного предложения; налога на потребление - сокращением потребления;
налога на экспорт - уменьшением спроса на внешних рынках и притока иностранной валюты в страну, если эти изменения повлияли на цены экспортной продукции, снижением заинтересованности отечественных предпринимателей в производстве данной продукции, а возможно, и сокращением внутреннего предложения.
Также практика свидетельствует, что попытка правительства за счет высокого налогообложения решить проблему наполнения бюджета даже в условиях развитого рынка приносит успех в ограниченном промежутке времени. О пределах роста налогового бремени свидетельствуют также такие явления, как снижение нормы сбережений, рост ,,теневой экономики”, перелив функционирующего капитала из производства в торговлю и посредничество и др.
Вследствие данных процессов приток налоговых поступлений замедляется. И при условии прежнего увеличения расходов государства ситуация усугубляется ростом займов и дальнейшим увеличением бюджетных дефицитов.
Следовательно, чем выше уровень налоговых изъятий, тем ниже темпы экономического роста. Эта закономерность наблюдается и в Беларуси (таблица 4.3.2).
Таблица 4.3.2 Анализ влияния налоговой нагрузки на темпы экономического роста в Республике Беларусь за2000-2009 гг. %
Показатели |
Годы | |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Темпы роста ВВП |
92,4 |
87,4 |
89,6 |
102,8 |
111,4 |
108,4 |
103,4 |
106,0 |
104,0 |
106,3 |
Налоговая нагрузка |
49,6 |
49,4 |
42,6 |
39,2 |
41,9 |
41,1 |
42,4 |
42,2 |
41,5 |
39,0 |
По данным таблицы 4.3.2. снижение налоговой нагрузки в 2003-2005 гг. позитивно отразилось на темпах экономического роста. Но доля налогов и отчислений во внебюджетные фонды, на уровне 42% характеризует достаточно высокий уровень налоговых изъятий. Наряду с этим величина налогового бремени в США и Японии значительно ниже, хотя в соответствии с теорией налогообложения, чем выше благосостояние общества, тем больший налоговый пресс может выдержать экономика.
|