Страница 1
Налоговая оптимизация - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.
Современная теория налогов является развитой отраслью экономической науки, широко использующей экономико-математические методы. В основе моделей оптимизации налогов и определения предельного уровня налоговой нагрузки лежит теория Лаффера, сущность которой заключается в следующем: чем выше налоговые ставки, тем сильнее побудительный мотив у производителей для уклонения от уплаты налогов.
Главной переменной у Лаффера являются предельные ставки налогов, которые, воздействуя на выбор и распределение ресурсов, непосредственно влияют на цены, экономическое поведение и решения, осуществлять инвестиции, расширять производство или нет. Если налоговая ставка выше предельного уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской деятельности, снижается прибыль, расширяется практика уклонения от уплаты налогов. В конечном счете снижаются и общие налоговые поступления.
Рассматривая налоговые поступления как продукт налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую зависимость между ними (рис.4.3.1).
По мнению Лаффера, сокращение налогов для экономики может дать тройной эффект:
1) способствует преодолению дефицита государственного бюджета в связи с изменением масштаба уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству, уменьшением правительственных трансфертных платежей;
2) способствует преодолению дефицита государственного бюджета в связи с изменением масштаба уклонения и неплатежа налогов, повышением стимулов к производству, уменьшением правительственных трансфертных платежей;
3) обеспечивает расширение налоговой базы вследствие увеличения предложения рабочей силы и капитала, т.е. расширение объемов производства;
4) обуславливает перевод капитала в высокоприбыльную сферу хозяйственной деятельности в связи с более эффективным распределением ресурсов по сферам экономики: Применим кривую Лаффера к налоговой системе Республике Беларусь (рис. 4.3.2).
На рис. 4.3.2 четко просматривается следующая зависимость: чем выше ставка налога, тем ниже уровень налоговых поступлений.
Оптимальная ставка для изъятия налогов в бюджет, в границах которой происходит рост налоговых поступлений, - 30% доходов. Исходя из мирового опыта, если средний уровень изъятия превышает 35-37% доходов, это ведет не только к потере интереса к предпринимательской деятельности, но и за счет сокращения собственного инвестиционного капитала - к нарушению расширенного воспроизводственного цикла и в конечном итоге к спаду производства. Для оценки оптимального уровня налоговых изъятий необходимо наряду с ориентацией на общие теоретические посылки учитывать уровень экономического развития государства и масштабы его социальной ориентации. Об этом свидетельствуют данные о существенных колебаниях уровня налоговой нагрузки в различных странах (таблица 4.3.1)
Таблица 4.3.1 Сведения об уровне налоговой нагрузки в различных государствах
Государство |
Налоговая нагрузка, % к ВВП |
Швеция |
55,3 |
Дания |
52,1 |
Нидерланды |
48,2 |
Франция |
44,4 |
Австрия |
41,9 |
Германия |
37,4 |
Великобритания |
37,3 |
Италия |
37,1 |
Канада |
34,0 |
Япония |
31,3 |
США |
29,8 |
Эстония |
36,4 |
|