Страница 3 территориальные ФЦП не всегда направлены на развитие реального сектора,
отсутствие системного видения пространственных приоритетов развития страны;
сложностей с запуском проектов, не получивших политический приоритет.
Выводы и предложения
В настоящее время преимущества программно-целевого подхода для решения стоящих перед министерствами и ведомствами задач используются недостаточно.
Разработанные предложения в сфере совершенствования процедуры формирования и реализации федеральных целевых программ являются начальным этапом работы, в ходе которой необходимо реализовать ряд мер перечисленных ниже.
Определить функции, которые целесообразно реализовывать посредством федеральных целевых программ, на этапе оптимизации и разграничения функций органов государственного управления.
Принимать решение о выборе программного или сметного финансирования той или иной функции в каждом отдельном случае на основе обоснованного анализа сравнительной эффективности достижения целей, стоящих перед ведомством.
Предусматривать при формировании концепций новых федеральных целевых программ и корректировки действующих различные варианты их реализации.
Оценивать при отборе разрабатываемых федеральных целевых программ и уточнении действующих программ в первую очередь возможности реализации в заданном интервале времени задач, которые ставятся перед программой Правительством Российской Федерации:
- достижения целей программ в установленные сроки, в том числе по этапам реализации программ;
обеспечения установленных Правительством Российской Федерации показателей результативности и эффективности программ по этапам их реализации;
обеспечения возможности финансирования программ по установленным этапам из всех источников, в том числе из федерального бюджета;
соответствия задач решаемых федеральными целевыми программами, в конкретные временные интервалы задачам программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;
соблюдения плана реализации программных мероприятий по установленным в программе временным этапам;
проведения мониторинга хода выполнения программных мероприятий по этапам реализации программ;
возможности государственных заказчиков по реализации промежуточных целей программ, сформированных для отдельных этапов, а не только конечных целей программ.
Расширить типологию целевых программ в части управления федеральными целевыми программами. В частности, целесообразно разделить программы, реализующие цели федеральной политики и финансирующиеся исключительно за счет средств федерального бюджета, программы, ориентированные на решение социальных проблем, финансирующиеся из региональных бюджетов и за счет других источников помимо федерального бюджета и программы, имеющие коммерческий результат, финансирующиеся в основном из внебюджетных источников. Такое деление предопределяется различными схемами управления и реализации программ, сложностью их администрирования, различными критериями бюджетной и экономической эффективности.
Повысить требования к государственным заказчикам по безусловному финансированию федеральных целевых программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Осуществлять ежегодный анализ деятельности дирекций федеральных целевых программ.
Ужесточить требования к ежегодным отчетам о ходе реализации федеральных целевых программ.
Кроме того, в целях усиления контроля за эффективностью расходования средств федерального бюджета, достижения максимальной прозрачности в процессе формирования стоимости строек и объектов при проведении конкурсов, а также внедрения принципов стабильности и предсказуемости финансирования строек и объектов на весь период их сооружения необходимо:
|