Страница 1
Самой значительной проблемой, влияющей на реализацию федеральных целевых программ, является разразившийся экономический кризис. В 2011 г. бюджет придется резать по живому, отказываясь от многих расходов и текущих инвестиций. Уже ясно, что почти наполовину придется сократить федеральные целевые программы. В бюджете следующего года уже появилась дыра - почти 654 млрд. руб., подсчитали в Минфине по возвратным распределениям ведомств. Пока что придется резать инвестиционную часть бюджета - федеральные целевые программы (ФЦП), паспорта которых утверждены постановлениями правительства. «Обязательства, взятые властью, пока есть, а денег уже нет», - объясняет чиновник Минфина [18].
По подсчетам Минфина, нынешние 53 ФЦП не обеспечены расходами бюджета больше чем на две трети. Ассигнования на ФЦП в 2009-2012 гг. согласно паспортам программ должны составить 2,9 трлн. руб., из которых почти 2,1 трлн. руб. профинансировано не будет. «Мы исходили из того, насколько действующие обязательства обеспечены ресурсами бюджета при уже заданных параметрах доходов и дефицита, - объяснил чиновник Минфина. - Это пока первая пристрелка бюджета на 2011 г. Очевидно, придется считаться с тем, что кризис поменял конъюнктуру бюджетной обеспеченности. Допускаю, придется снижать и другие, не только инвестиционные, расходы бюджета». Ведомственная структура бюджета расписана только на 2010 г., продолжает он, на 2011 и 2012 гг. расходы заложены только в общих характеристиках: «Никуда не денешься, какие-то жиры придется резать, какие-то инвестпланы - откладывать». Премьер Владимир Путин на прошлой неделе не поддержал предложения Минфина об отказе от индексации трудовых пенсий на 6,3%. Если не будем резать пенсии, придется экономить на чем-то другом, признается чиновник Минфина [20].
Сотрудник Минэкономразвития говорит, что в ведомстве знают проблему нехватки ресурсов: ФЦП будут урезаны, но не механически, а в соответствии с выбранными приоритетами. «Сложность программы в том, что ее нельзя секвестировать в процентном соотношении. Это взаимно увязанный документ, снижать финансирование надо гармонизировано», - вздыхает чиновник Минэкономразвития: часто это сделать непросто, у одной программы по развитию Чеченской республики более 30 госзаказчиков, им как минимум нужно договориться между собой [18].
Масштабная бюджетная реформа начала проводится в России. Как следует из программы повышения эффективности бюджетных расходов, опубликованной Минфином, министерства и ведомства будут получать государственные деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы, которые федеральным ведомствам будет предложено писать исходя из целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. У каждого министерства будет как минимум по одной целевой программе. Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджет на 2012 год и период до 2014 года уже полностью делать программным. Это позволит сделать реализацию ФЦП более результативной, не распыляющей бюджетные инвестиции. Но для реализации реформы нужна законодательная и документальная доработка, устраняющая бюрократизм.
Но, есть еще и особенности ФЦП, снижающие их эффективность:
недофинансирование ФЦП из внебюджетных источников;
проектный подход в транспорте, социальной сфере, реальном секторе;
территориальные ФЦП - не направлены на развитие реального сектора, в отличие от зарубежных аналогов.
Эффективность программно-целевого метода снижается в результате:
отсутствия системного видения пространственных приоритетов развития страны;
сложностей с запуском проектов, не получивших высший политический приоритет.
Существует также проблема недоиспользования бюджетных ассигнований, что негативно влияет на реализацию ФЦП. Так, использование средств по стройкам и объектам для федеральных государственных нужд, по которым Росстатом ведется наблюдение, в разрезе федеральных округов по итогам за 5 месяцев 2010 года характеризуется следующими данными:
|