Страница 1
Одним из основных элементов налогового администрирования налога на прибыль является налоговый контроль, осуществляемый через налоговые проверки. К основным налоговым проверкам относятся камеральная и выездная.
Камеральная налоговая проверка - налоговая проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (в отличие от выездной проверки). Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен ст. 88 НК РФ [6, с. 37].
Выездная налоговая проверка - налоговая проверка, которая проводится с выездом к налогоплательщику (налоговому агенту). Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа [17, с. 111].
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, за исключением некоторых случаев. Правила проведение выездной налоговой проверки установлены статьей 89 НК РФ.
Налоговым органом составляются два списка потенциальных клиентов для проведения проверок. Первый список - это компании, у которых были убытки за прошлый календарный год, и убытки существуют или сохраняют ту же тенденцию в отчетном периоде, причем по данным бухучета, у них значится прибыль. Вторая группа компаний, которые имеет убытки, по сведениям бухучета, за прошлый год и за отчетный период. Как проверяют первую группу: будут проверять те организации, которые показывали убытки в течение двух последних календарных лет. В этом случае организация получает обращение из налоговой инспекции. В этом обращении налоговики предложат организации пересмотреть налогооблагаемую базу и подать уточненную декларацию. Если компания не отвечает на это обращение, направляется уведомление о вызове.
Проводится комиссия в ИФНС, и организация совместно с налоговиками обсуждает, на основании чего у нее получились убытки.
Вторую группу проверяют более сложно, чем первую. Во-первых, происходит расстановка приоритетов внутри группы; исключаются организации, которые находятся на стадии конкурсного производства, в процессе ликвидации; фирмы, которые уплачивают ЕНВД, единый сельхозналог; и те, которые действительно относятся к малому бизнесу и получают убытки. В этом случае никаких особых мер налоговики проводить не будут. Далее оставшуюся группу контролеры также делят на какие-то приоритетные подгруппы: для этого смотрят возмещение экспортного НДС, прогрессирует или нет кредиторская и дебиторская задолженности, и за каждый утвердительный ответ фирма зарабатывает 1 балл. Компании, которые набирают наибольшее количество баллов, являются как бы первоочередными на проверку.
При камеральной проверке проводится 2 основных этапа: проверка документации и экономический анализ.
При камеральной проверке налоговые органы могут:
выставлять требования к плательщику о представлении пояснений или внесении исправлений в налоговые декларации (расчеты) при наличии в них ошибок, противоречий либо выявлении несоответствия содержащихся в них сведений сведениям, имеющимся у налогового органа;
истребовать у плательщиков документы, подтверждающие право на применение налоговых льгот, на применение налоговых вычетов по НДС, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
Налоговые органы вправе при проведении как камеральных, так и выездных проверок истребовать у контрагентов и других лиц документы, информацию о конкретных сделках проверяемого плательщика на основе статьи 93.1 Налогового кодекса (НК).
Наиболее часто в налоговом учете по налогу на прибыль выявляются следующие ошибки:
в налоговую базу не включены доходы от реализации (доля в уставном капитале, выручка от продажи недвижимости, плата за предоставление имущества в аренду);
в налоговую базу не включены внереализационные доходы (признанные должником или судом к уплате штрафы и пени, проценты по векселям и банковским счетам, восстановленные резервы, списанная кредиторская задолженность, положительная суммовая разница);
нормируемые расходы учтены сверх нормативов;
неправильно рассчитана амортизация имущества (начислена амортизация на имущество, полученное безвозмездно, начислена амортизация на недвижимость до подачи документов на государственную регистрацию, неправильно определена амортизационная группа, не использованы понижающие коэффициенты по дорогостоящим легковым автомобилям);
|