Страница 4 Однако следует отметить, что налоговая нагрузка при упрощенной системе налогообложения увеличится за счет того, что к 2011 году ставка по страховым взносам возрастет до 34%, и станет равной ставке по страховым взносам при общей системе налогообложения.
Заключение
Рассмотренные особенности осуществления налогового контроля в Российской Федерации позволяют сделать вывод о значимости данного направления деятельности налоговых органов.
В последние годы в рамках осуществления мер по совершенствованию налогового администрирования вступил в силу комплекс поправок и изменений в первую часть НК РФ. Их основными задачами являлось совершенствование правового регулирования налогового контроля, упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере, улучшение условий для добросовестного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, расширение закрепленных гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков. Можно выделить ряд положительных моментов, связанных с реализацией этих задач, в частности:
. Срок выездной налоговой проверки теперь определяется календарным промежутком, имеющим четкие границы.
. По итогам повторной проверки налогоплательщику теперь не могут быть начислены штрафные санкции, если первоначальная налоговая проверка не выявила нарушений (ст. 89 НК РФ).
. В НК РФ законодатели четко прописали процедуры вынесения налоговым органом решения по материалам камеральной и выездной налоговых проверок. Таким образом, налогоплательщик получает законодательно установленную возможность ознакомиться с содержанием претензий к нему со стороны налоговых органов и, соответственно, подготовить свои аргументы до принятия налоговым органом решения.
Однако можно отметить, и ряд негативных обстоятельств:
. В НК РФ прописано, что налоговый орган не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок. Однако здесь же предусматривается целый ряд исключений, которые могут сочетаться в различных вариантах. Тем самым проверка с учетом возможных продлений опять может быть затянута на длительный срок (до 15 месяцев).
. Также вводится обязательный порядок обжалования решений налоговых органов в вышестоящих налоговых органах до судебного обжалования (обязательный внесудебный порядок). Такой порядок может способствовать затягиванию налоговых споров.
Рассмотренные обстоятельства могут затруднить практическое применение отдельных нормативных предписаний НК РФ в их новом изложении. На основе проведенного исследования можно предложить ряд изменений и дополнений к существующей процедуре налогового контроля:
. Необходимо обратить внимание и на решение проблемы «крупнейших налогоплательщиков». Осуществление учета и налогового контроля крупнейших налогоплательщиков требует стабильности и прозрачности, а значит, должно быть подробно регламентировано в тексте НК, что в настоящее время не наблюдается.
. В соответствии со ст. 92 НК РФ налоговые органы могут проводить не только осмотр территорий и помещений налогоплательщика, но и инвентаризацию его имущества. При этом НК РФ не содержит нормативных предписаний, посвященных процедуре инвентаризации. В этой связи, представляется целесообразным внести дополнения, касающиеся этой процедуры.
. Необходимо акцентировать внимание на совершенствовании контрольной работы налоговых органов в условиях компьютеризации, в частности, при представлении налоговой декларации в электронном виде.
|