В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение: «Бюджетный
процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по
составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением» [1,
Ст. 6].
Участниками бюджетного процесса являются органы,
обладающие бюджетными полномочиями:
• Президент РФ;
• органы законодательной и представительной власти;
• органы исполнительной власти;
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального финансового
контроля;
• государственные внебюджетные фонды;
• главные распорядители бюджетных средств;
• другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и
другие полномочия.
Кроме того, участниками бюджетного процесса являются
бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия,
другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации,
осуществляющие операции со средствами бюджетов и государственных внебюджетных
фондов.
Организация бюджетного процесса на всех уровнях
бюджетной системы включает в себя следующие этапы:
- составление проектов бюджетов и представление их на
рассмотрение в соответствующие законодательные органы
- рассмотрение бюджетов органами законодательной
(представительной) власти и их утверждение в форме принятия соответствующего
законодательного акта;
исполнение утвержденных бюджетов;
составление отчетов об исполнении бюджетов;
утверждение отчетов об исполнении бюджетов в
форме принятия соответствующих законодательных актов;
составление сводов об исполнении
консолидированных бюджетов и представление их в вышестоящие органы
исполнительной государственной власти (Министерство финансов РФ, Федеральная
служба государственной статистики) для последующего представления в
Правительство РФ.
Составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов,
составление отчетов об их исполнении, а также составление консолидированных
бюджетов относится к компетенции Правительства РФ, органов исполнительной
власти субъектов Федерации и соответствующих органов местного самоуправления.
Рассмотрение и утверждение бюджетов, а также утверждение отчетов об их
исполнении - это прерогатива органов государственной законодательной власти и
представительных органов местного самоуправления.
Все элементы бюджетного процесса взаимообусловлены и
взаимосвязаны и являются прямым отображением не только экономической жизни
общества, но и политической культуры.
Процесс составления, рассмотрения и утверждения федерального
бюджета очень длительный и трудоемкий. При этом должно быть соблюдено
равновесие между планируемыми доходами и расходами бюджета, учтены все нюансы,
так как от этого зависит экономическое развитие страны в целом. В этом заключается
актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовой работы: изучить механизм составления,
рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
Задачи курсовой работы:
1. изучить основы составления федерального бюджета
2. рассмотреть этапы рассмотрения и утверждения
бюджета
. рассмотреть историю реформирования бюджетного
процесса
. дать сравнительную характеристику рассмотрения
чтений до и после 2007 года
. определить проблемы механизма составления,
рассмотрения и утверждения федерального бюджета
. предложить пути совершенствования в части
рассмотрения проекта федерального бюджета.
Предмет изучения: федеральный бюджет Российской Федерации.
Объект изучения: механизм составления, рассмотрения и
утверждения федерального бюджета.
В данной работе были использованы следующие источники:
Бюджетный кодекс, Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию «О
бюджетной политике на 2006 год», а также другие нормативно-правовые акты и
статья из журнала «Вопросы экономики»
|