Страница 1
Вместе с вопросами о совершенствовании среднесрочного планирования встал вопрос о принятии законопроектом ряда поправок, направленных на упорядочение бюджетных процедур, а также на устранение внутренних противоречий действующего Бюджетного кодекса.
Предусматривается введение общих для всех уровней бюджетной системы норм, устанавливающих требования к прогнозам социально-экономического развития и к содержанию среднесрочного финансового плана, составу показателей, утверждаемых в проекте закона о бюджете, и к прилагаемым к нему материалам и документам, к этапам и срокам составления проекта бюджета.
Основными изменениями в части процедур утверждения федерального бюджета являются упорядочение требований к проекту федерального бюджета и прилагаемых к нему материалов, рассмотрение проекта федерального бюджета в трех чтениях не более за три месяца.
В настоящее время обсуждается модель рассмотрения и одобрения бюджета Государственной Думой в одном чтении. Это существенно ограничивает влияние депутатов парламента на принятие решений в ходе обсуждения бюджетного процесса. Поэтому реализация в России указанной модели выглядит проблематичной. [9, c. 109]
Но, на мой взгляд, существующая модель рассмотрения федерального бюджета в трех чтениях является наиболее оптимальной.
Поскольку четкое выделение стадий рассмотрения бюджета существенно повышает оперативность бюджетного процесса, так как на каждой последующей стадии запрещается пересмотр бюджетных характеристик, утвержденных на предыдущей. Так, при утверждении расходов по разделам функциональной классификации запрещается пересмотр общего объема расходной части.
Заключение
Механизм составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета - называется бюджетным процессом.
Проект федерального бюджета Российской Федерации составляется и утверждается сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.
Основой при составлении проектов бюджетов служат:
- Бюджетное послание Президента РФ;
- прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
- основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории.
Рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.
В первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.
Во втором чтении Государственная Дума рассматривает и утверждает расходы и их дальнейшее распределение по функциональной классификации в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении.
В третьем чтении Государственная Дума утверждает ведомственную структуру расходов и проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в целом в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.
Сам бюджетный процесс довольно затянут.
Также громоздки процедуры рассмотрения проекта бюджета законодательными (представительными) органами при ее ориентации на технические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и их реализации.
|