Страница 1
Составление проектов бюджетов представляет собой сложный, многоплановый процесс и является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня государственных услуг. Поскольку именно государственным бюджетом, по сути, определяются приоритеты экономической политики страны, составлению проектов бюджетов предшествует разработка основных направлений бюджетной политики, прогнозов развития государства, отраслей и регионов, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых соответствующие органы исполнительной власти реализуют государственную политику. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленными нормативами.
Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.
Непосредственную подготовку проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
Основой при составлении проектов бюджетов служат:
· Бюджетное послание Президента РФ;
· прогноз социально-экономического развития соответствующей территории на очередной финансовый год;
· основные направления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;
· прогноз сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
· план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.
На сегодняшний день в России действует следующий порядок составления проекта бюджета.
Первый этап формирования бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и одобрение Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики страны на очередной финансовый год, содержащих основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры по финансовой и экономической стабилизации, а также материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику государства на очередной финансовый год.
Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики разрабатывается на основе данных социально-экономического развития соответствующей территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденции развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
Перспективный финансовый план составляется одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ субъекта РФ. Перспективный финансовый план содержит прогнозные данные о предполагаемых поступлениях бюджетных доходов, привлечении государственных или муниципальных заимствований и финансировании основных расходов бюджета.
|