Страница 1
Вопрос разделения бухгалтерского и налогового учета приобретает в последнее время особую актуальность ввиду того, что постоянно меняющееся налоговое законодательство приводит ко все большему обособлению налоговых расчетов и бухгалтерского учета.
Предприятия и организации в силу законодательства обязаны вести бухгалтерский учет. Система бухгалтерского учета построена таким образом, что в состоянии вырабатывать показатели реальной стоимости имущества предприятий и организаций, показатели прибыли и добавленной стоимости. При этом выработка таких показателей, как прибыль и реальная стоимость имущества является задачей бухгалтерского учета. Другие показатели (например, добавленную стоимость) можно вычислить на основе информации, поставляемой системой бухгалтерского учета.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
· формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
· обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
· предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
Как видим, такой постановки задачи, как правильное и точное исчисление налогов и сборов, в существующем перечне главных задач бухгалтерского учета не предусмотрено. Следовательно, для учета фактов, связанных с возникновением и исполнением налоговых обязательств налогоплательщика, а также для определения их размера необходим отдельный налоговый учет.
Организацию налогового учета необходимо начать с выбора организационной формы налогового учета или лица, ответственного за постановку и ведение налогового учета, зависит, главным образом, от объема налоговых расчетов. Руководитель организации так же, как при постановке бухгалтерского учета, может остановиться на одном из следующих вариантов:
а) учредить службу налогового учета как структурное подразделение;
б) выделить группу налогового учета в структуре бухгалтерской службы;
в) ввести в штат должность специалиста по налоговым расчетам;
г) передать на договорных началах ведение налогового учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации, бухгалтеру - специалисту по налоговому учету;
д) вести налоговый учет лично.
Учитывая трудоемкость налоговых расчетов в крупных и средних организациях, представляется целесообразным освободить бухгалтеров от этой работы и воспользоваться вариантами ведения налогового учета, предусмотренными пунктами ,,а” и ,,б”. Однако вариант, при котором группа налогового учета создается в структуре бухгалтерской службы, наиболее предпочтителен. Это объясняется, прежде всего, тесной взаимосвязью бухгалтерского и налогового учета.
Случаи, предусмотренные пунктами ,,г” и ,,д” можно рекомендовать к применению в организациях, относящихся по законодательству к субъектам малого предпринимательства. Например, в небольших организациях налоговыми расчетами может заниматься бухгалтер, оформляющий все хозяйственные операции, либо специалист, назначенный руководителем, а также лично руководитель.
Организационная структура группы налогового учета зависит от численности и квалификации учетных работников, объема налоговых расчетов, специфики деятельности организации. Одна из функциональных подгрупп группы налогового учета занимается налоговыми расчетами затрат, подлежащих корректировке в целях исчисления налога на прибыль.
К объектам налогового учета этой подгруппы относятся все расходы, принимаемые в целях налогообложения в пределах, установленных законодательством, в том числе затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов).
Для каждого вида нормируемых затрат разрабатываются формы учетной документации для внутреннего налогового учета и отчетности. Учет суммы сверхнормативных затрат, включенных в себестоимость товаров, может осуществляться в налоговых регистрах, разработанных в организации для систематизации и накопления полной и достоверной информации о формировании налоговой базы по налогу на прибыль в торговле.
|