Страница 6
В большинстве зарубежных стран косвенные налоги составляют не более 30-40% и лишь во Франции, Греции, Португалии они превышают половину всех поступлений в бюджет.
Оценка структуры налоговых платежей показательна также с точки зрения ее соответствия среднесложившимся пропорциям в мировом хозяйстве. Сравнение соотношений суммарных налоговых сборов в Республике Беларусь со странами ЕЭС отражает значительные отличия (таблица 4.2.6).
Таблица 4.2.6 Структура суммарных налоговых сборов в Республике Беларусь и в странах ЕЭС %
Наименование |
Республика Беларусь |
ЕЭС |
Налоги на: | | |
доходы и прибыль предприятий |
10,8 |
33,6 |
социальное страхование |
22,9 |
28,9 |
заработную плату |
9,3 |
0,4 |
Собственность |
3,5 |
4,3 |
товары и услуги |
36,2 |
32,1 |
другие сборы |
17,3 |
0,8 |
ИТОГО |
100 |
100 |
Из таблицы следует, что если по группе налогов с оборота (на товары и услуги) можно проводить некоторую параллель, то удельный вес отчислений на социальное страхование и налога на прибыль в республике ниже, чем в странах ЕЭС. Зато гораздо выше уровень прочих налогов и сборов, включающих чрезвычайный налог, отчисления на содержание детских учреждений, в дорожный фонд, инновационные фонды, то есть тех элементов, которые утяжеляют себестоимость белорусской продукции. Желание Беларуси входить в Европейское Экономическое Сообщество должно подкрепляться с разных позиций, включая и унификацию налогов.
Проведенный анализ доказывает, что налоговая система Республики Беларусь имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, на высокие налоговые ставки, высокий общий уровень изъятий доходов, на неравномерность распределения налогового бремени, на сужающуюся налоговую базу, недостаточно обеспечивает, с одной стороны, требуемую доходность бюджету, а с другой стороны, отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.
|