Страница 2
Рассматривая таблицу, заметим, что в Беларуси лидирующее положение по количеству налогов занимают кумулятивные сборы или платежи из выручки без НДС. Четко прослеживается тенденция к постоянному увеличению их доли в доходах консолидированного бюджета и в ВВП.
В 2008 г. общая налоговая ставка применяемых на территории республики платежей из выручки без НДС составляла 4,5%, что выше предельной совокупной ставки таких налогов, не влекущей за собой существенных негативных последствий (до 2%). Следовательно, такая ситуация вызывает отягощенность налоговой системы кумулятивными оборотными налогами и приводит к вымыванию собственных оборотных средств, значительному ухудшению финансового состояния предприятий.
Что касается НДС, то его доля в доходах бюджета и ВВП сохранялась практически на неизменном уровне в пределах ¼ всех доходов бюджета, что сопоставимо с аналогичными показателями по странам с развитыми рыночными отношениями. Но оценка роли НДС в экономике Беларуси неоднозначна. Практики считают, что НДС обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют его за излишнюю фискальность, неотработанность налоговой базы и чрезмерно высокие ставки.
Налог на добавленную стоимость был изобретен М. Лорре (Франция). Впервые НДС был введен в Дании и во Франции - в 1967 г., в ФРГ - в 1968 г.
Экономическая значимость данного налога объясняется тем, что в государствах с развитой рыночной системой НДС способствует упорядочеию ее равновесия. Это достигается в силу того, что наряду с фискальной он выполняет регулирующую и стимулирующую роль.
НДС является косвенным одноступенчатым налогом, т.к. включается в ену товара и в итоге оплачивается конечным потребителем.
Распространение НДС можно считать наиболее важным событием налоговой политики зарубежных стран в 70-80-е гг. В настоящее время НДС является важнейшей составной частью налоговых систем более 60 государств. На долю этого налога приходится в среднем 13,8% налоговых поступлений государственного бюджета стран и 5,5% ВВП (таблица 4.2.1).[35, c.180]
Вместе с тем, несмотря на популярность НДС, опыт зарубежных стран показывает, что его использование затруднено, т.к. сопряжено со значительными издержками по созданию методологической и методической базы, требует множества дополнительных уточнений и весомых расходов по своему управлению. Именно поэтому в США попытка введения НДС закончилась провалом, когда после
Таблица 4.2.2 Удельный вес НДС в общей сумме налоговых поступлений в развитых странах (на начало 90-х гг.)
Страна |
НДС, % от общей суммы налоговых поступлений |
НДС, %ВВП |
1 |
2 |
3 |
Дания |
20,6 |
9,9 |
Франция |
19,9 |
9,0 |
Германия |
16,8 |
6,3 |
Нидерланды |
15,7 |
6,2 |
Люксембург |
13,0 |
5,4 |
Бельгия |
16,0 |
7,5 |
Ирландия |
21,3 |
8,4 |
Великобритания |
14,7 |
5,7 |
Италия |
15,1 |
6,2 |
Испания |
13,9 |
3,9 |
Португалия |
13,3 |
4,3 |
Греция |
14,9 |
5,3 |
Швеция |
--- |
--- |
Норвегия |
13,4 |
6,8 |
Австрия |
1,9 |
8,3 |
Турция |
21,7 |
9,1 |
В среднем по ОЭСР |
13,8 |
5,5 |
|