Страница 2 Третий вариант прогнозирует цену на российскую нефть в 2008 г на уровне 62 долл за баррель. Предполагается сокращение активного сальдо счета текущих операций платежного баланса, а прирост валютных резервов окажется меньше, чем в 2007 г. Темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения в 2008 г может составить 10,6 проц. Инвестиции в основной капитал могут увеличиться на 13,2 проц. В этих условиях темпы экономического роста возрастут до 6,7 проц. В случае резкого увеличения бюджетных расходов, повышения регулируемых цен и тарифов темпами, превышающими установленные допустимые границы, роста цен на нефть сверх уровня, предусмотренного третьим вариантом прогноза, укрепление реального эффективного курса рубля может приблизиться к 10 проц.
Профицит счета текущих операций в 2008 г в соответствии с разными сценариями развития экономики составит от 24 до 47 млрд долл. Положительное сальдо финансового счета уменьшится до 24,6 млрд долл. Валютные резервы могут увеличиться на 48,3-71,3 млрд долл.
Банк России в 2008 г продолжит проведение денежно-кредитной политики в условиях сохранения режима управляемого плавающего курса рубля. В 2008 г ЦБР продолжит использовать в качестве операционного ориентира при проведении валютных интервенций бивалютную корзину.
В соответствии с прогнозом на среднесрочный период предполагается, что цена на российскую нефть в 2010 г по первому варианту может составить 39 долл за баррель, по второму - 50 долл за баррель, по третьему - 62 долл за баррель. Изменение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры скажется на развитии российской экономики. Ожидается, что объем ВВП в 2009-2010 гг может увеличиваться темпами 5,3-6,3 проц.
В 2009 г значительное сокращение активного сальдо торгового баланса на фоне сохранения отрицательного сальдо баланса услуг и существенного превышения расходов по обслуживанию внешних обязательств над соответствующими доходами обусловит, в зависимости от варианта, дефицит счета текущих операций /в размере 8 млрд долл или 0,1 млрд долл/ или уменьшение его профицита /до 19,8 млрд долл/. В 2010 г отрицательное сальдо счета текущих операций в зависимости от варианта может быть равно 27,6 - 26 - 16,5 млрд долл соответственно.
Чистый приток иностранного капитала в частный сектор составит 35 млрд долл в 2009 г и 45 млрд долл в 2010 г. Его объема будет достаточно для обеспечения внешнего финансирования дефицита счета текущих операций платежного баланса. В 2009 г прирост валютных резервов может составить 23,6-51,5 млрд долл, в 2010 г - 14,4-25,5 млрд долл.
Заключение
Кредитно-денежная политика призвана способствовать установлению в экономике общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.
Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.
Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.
Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности. При проведении кредитно-денежной политики наиболее важными активами федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам.
Кредитно-денежная политика осуществляется через сложную цепь причинно-следственных связей: политические решения воздействуют на резервы коммерческих банков; изменения резервов воздействуют на предложение денег; изменение денежного предложения меняет процентную ставку; изменение процентной ставка воздействует на инвестиции, и уровень цен.
Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой - они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно При определенных условиях может возникнуть альтернатива - использовать кредитно-денежную политику для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли или же использовать кредитно-денежную политику в целях экономической стабилизации внутри страны.
|