Страница 2
Из данной таблицы 2.3 следует, что общая сумма источников капитала предприятия сократилась на 548910 тыс. руб. Средства капитала сформировались в основном за счет заемных средств. Предприятие для осуществления своей деятельности использует заемные средства, в виде кредиторской задолженности перед государством, поставщиками и подрядчиками, а также привлекая кредиты коммерческих банков.
Относительно недорогим (можно даже сказать бесплатным) источником наращивания заемных средств является кредиторская задолженность. С точки зрения финансового механизма функционирования предприятия предпочтительным представляется некоторое превышение кредиторской задолженности над дебиторской. Это позволяет предприятию в большей степени использовать чужие ресурсы для решения собственных проблем.
Анализируя данные, полученные за 2008-2010 гг., можно сделать вывод, что значительную долю составляют заемные средства от 76 до 74%, а доля собственных средств составляет от 23,8% до 26%. Такое состояние источников формирования средств нельзя оценить как нормальное: снижается уровень доходности собственного капитала и увеличивается уровень финансовых рисков.
Наглядно изменение структуры источников средств ОАО «Пензадизельмаш» видно на рисунке 2.2.
Рис. 2.2. Структура источников средств ОАО «Пензадизельмаш»
Динамика полученных финансовых результатов составлена по данным Приложения 4-6 (Форма №2) в виде таблицы и находится в Приложении 9.
В приведенной таблице в Приложении 9 видны изменения основных показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности анализируемого предприятия.
В 2010 году по сравнению с 2008 годом выручка уменьшилась на 25,12 %, в сравнении же данного показателя с 2009 годом увеличение произошло практически в 1,5 раза. Себестоимость проданных товаров в 2010 году по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 20,47 %, а в сравнении с 2009 годом произошло увеличение показателя на 39,32 %.
При этом валовая прибыль (маржинальный доход) в 2010 году в сравнении с 2008 годом уменьшилась на 41, 72 %, однако относительно 2009 года наблюдается рост в 1,67 раз. «Расходы по продажам» в 2009 году имеют самый высокий показатель, в 2010 году относительно 2008 года расходы снизились практически на 50 %, относительно же 2009 года произошло снижение на 10 %.
Прибыль от продаж имеет самый высокий показатель в 2008 году, в 2009 году на предприятии наблюдается убыток, но в 2010 году предприятию удается выйти на положительный результат, в сравнении с 2009 годом произошло увеличение показателя практически в 1,5 раза. Чистая прибыль имеет самый высокий показатель в 2008 году, в 2009 году - убыток, рост показателя относительно 2009 года составляет практически 100 %.
Доходность предприятия характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли. Относительный показатель доходности - уровень рентабельности.
Для анализа рентабельности используются данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и бухгалтерский баланс предприятия.
Существуют различные коэффициенты, характеризующие рентабельность. Рассчитаем показатели рентабельности для ОАО «Пензадизельмаш». Результаты расчетов представлены в таблице 2.4.
На протяжении всего анализируемого периода наблюдается уменьшение показателя рентабельности собственного капитала по чистой прибыли. Он уменьшился с 0,17 % в 2008 году до приблизительно -0,54 % в 2009 году, затем произошло увеличение до 0,04 в 2010 году.
Результаты расчета показывают, что предприятие использовало собственный капитал в течение 2008 года в сумме 248541 тыс. руб. и получило нетто прибыли в сумме 41351 тыс. руб.
Таблица 2.4
Показатели рентабельности ОАО «Пензадизельмаш»
Показатели |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
Изменения 2010 года относительно 2008 года |
Изменения 2010 года относительно 2009 года |
1. Рентабельность собственного капитала, % |
0,17 |
-0,54 |
0,04 |
-0,13 |
+0,58 |
2. Рентабельность уставного капитала, % |
0,23 |
-0,49 |
0,04 |
-0,19 |
+0,53 |
3. Рентабельность активов, % |
0,13 |
-0,07 |
0,09 |
-0,04 |
+0,16 |
4. Рентабельность оборотных активов, % |
0,09 |
-0,18 |
0,02 |
-0,07 |
+0,2 |
5. Рентабельность продаж, % |
0,22 |
0,15 |
0,17 |
-0,05 |
-0,02 |
|