Страница 2 Недостатки внутрифирменного экономического управления должны устраняться в первую очередь, так как ничего не изменится ни в конструкторско-технологическом облике продукции, ни в маркетинговой, экономической и финансовой работе, если не реформировать внутрифирменные экономические условия для подразделений предприятий, которые через экономические стимулы и мотивацию заставляли бы увеличивать объем продаж, загрузку мощностей и снижать затраты.
Опыт работы Межведомственной балансовой комиссии (МБК) ФСФО РФ показывает, что финансовое состояние многих российских предприятий по указанным выше причинам остается тяжелым. Состояние расчетов предприятий друг с другом и с государством по обязательным платежам неудовлетворительное. Основные формы расчетов - бартер, взаимозачеты и прочие суррогатные схемы. На долю денежной формы расчетов в 1996-1998 гг. приходилось не более 25% всех платежей. В 1999 г. доля денег в структуре выручки несколько увеличилась и составила около 40%. Средние сроки расчетов предприятий за поставленную ими продукцию и оказанные услуги превышали 6 мес. Нарастал объем неплатежей в бюджеты всех уровней. По данным Министерства по налогам и сборам (МНС) РФ к концу первого квартала 1999 г. долги предприятий консолидированному бюджету достигли 238 млрд. руб., а текущие платежи составляли всего 75% нормы.
На 1 января 1999г. в России насчитывалось около 7 тыс. организаций с задолженностью в федеральный бюджет более 1 млн. руб. Их общая сумма долга (90 млрд. руб.) составляла примерно 60% суммы задолженности в федеральный бюджет всех налогоплательщиков России. Необходимо отметить, что долги по обязательным платежам имеют крупнейшие системообразующие предприятия, бывшие флагманы советской экономики. В этом смысле характерно, что указанные 7 тыс. организаций - одновременно и крупнейшие налогоплательщики России. Их доля поступления в федеральный бюджет составляет 62% [19].
Среди особенностей переходного периода российской экономики можно выделить следующие негативные условия, приводящие к кризису российских предприятий.
. Высокая степень монополизации экономики, которая наряду со сложившимися устойчивыми хозяйственными связями и региональным разделением труда затрудняет формирование недействительно конкурентной среды. Отсюда сильное влияние естественных монополий, рост тарифов и цен на продукцию, который недостаточно контролируется государством.
. Кризис платежей, коснувшийся как самого бюджета при оплате госзаказа, так и абсолютного большинства предприятий, при котором все большее число предприятий попадает в зону признаков банкротства, установленных Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”.
. На многих предприятиях структура акционерного капитала размыта и не сформировался консолидированный, мотивированный на финансовый результат эффективный собственник. Деятельность менеджеров предприятия в таких условиях проходит без должного контроля. Отсутствие эффективного собственника, являющегося стратегическим инвестором, в интересах которого не сиюминутная выгода, например, от сдач и мощностей и площадей в аренду, а долговременное стабильное развитие предприятия, тормозит рыночное реформирование, внутрифирменный менеджмент на уровне предприятия.
. Недостаточный уровень подготовки и отсутствие опыта работы в рыночных условиях у высших менеджеров предприятий, отсутствие эффективной организационной системы управления, ориентированной на самостоятельное функционирование подразделений предприятия в конкурентных условиях. Сложившаяся в 80-е гг. на предприятиях командная, централизованная линейно-функциональная структура управления часто не позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся условия на рынках продаж, правильно оценивать ситуацию и быстро принимать адекватные управленческие решения по изменению качества, дизайна и поиску каналов продвижения товаров на рынки.
. Большое число предприятий, у которых основные средства имеют очень высокую степень физического и морального износа. Такое состояние активов, наряду с большими затратами на их содержание, приводит к высокому уровню издержек производства, снижению рентабельности и росту числа неплатежеспособных предприятий.
Для преодоления причин кризисных тенденций должны применяться специальные методы финансового оздоровления путем реформирования предприятий. В связи с этим, в следующем пункте, реструктуризация рассматривается как одно из направлений реформирования предприятий путем разделения и выделения функциональных подразделений в самостоятельные центры финансовой ответственности (ЦФО), или бизнес - единицы. За рубежом такие центры носят название центров затрат (cost centers), центров прибыли (profit centers) или центров инвестиций (investment centers) [14].
|