Страница 1
Перед тем как сформулировать задачи реструктуризации предприятий, рассмотрим термин “реструктуризация”. Следует различать реструктуризацию нормально работающих и несостоятельных (неплатежеспособных) предприятий. В первом случае цель реструктуризации - это решение стратегических задач дальнейшего развития фирмы: рост доходов собственников (акционеров или учредителей), сохранение устойчивого положения на рынке, корпоративной собственности в различных организационных формах (в виде холдингов, финансово-промышленных групп и др.).
В нормально функционирующей экономике реструктуризация предприятий при антикризисном управлении все предприятия периодически обращаются к реструктуризации. Обычное условие этого - желание владельцев компании либо повысить доходность предприятия, либо предотвратить угрозу захвата предприятия (через скупку контрольного пакета акций), либо преодолеть тенденции к снижению рентабельности продаж продукции [18].
В России же в последние годы процесс реструктуризации чаще связывается с работой внешних управляющих. Реструктуризация может оказаться не только самым эффективным и не требующим крупных инвестиций способом реформирования, но и единственным способом повысить его платежеспособность и избежать конкурсного производства и ликвидации предприятия. Поэтому в периодической печати, монографиях и учебно-методической литературе сегодня все чаще встречаются вопросы теории и практики реструктуризации предприятий. Авторы через реструктуризацию предлагают “безынвестиционные” пути финансового оздоровления предприятий. Реструктуризация имущества, кредиторской задолженности перед бюджетами всех уровней, реструктуризация акционерного капитала - вот далеко не полный перечень указанных предложений [3].
Предприятие попадает в кризисное состояние вследствие совокупности причин конструкторско-технологического, экономического, финансового характера, а также недостатков внутрифирменного экономического управления.
Конструкторско-технологические причины объясняются технической отсталостью отечественных производителей, которая в полной мере проявилась после открытия российских рынков для зарубежных фирм-конкурентов. Кроме того, в большинстве товаров, выпускаемых сегодня на российских предприятиях, заложены старые ресурсоемкие технические решения 80-х гг. В те годы при низких ценах на металл, невысоких тарифах на технологическую электроэнергию, малой доле заработной платы в себестоимости продукции и условных ценах на готовые изделия, конструкторы работали по принципу «если Родине надо, она всегда найдет деньги в бюджете для оплаты» и закладывали избыточную прочность, метало- и энергоемкость. Но сегодня, когда российские цены поднялись и сравнились с мировыми, эти технические решения стали разорять предприятия из-за высокой себестоимости и убытков, так как цены производителя стали выше рыночных. Это породило вначале экономические, а затем и финансовые причины кризиса производителя. Высокая себестоимость постепенно оставила предприятия без прибыли, а затем и вовсе остановила производство из-за отсутствия выручки и оборотных средств. Сокращение производства привело к появлению избыточных незагруженных мощностей, которые необходимо содержать и отвлекать на это и без того ограниченные ресурсы [7].
Кроме того, низкая конкурентоспособность и неумение продвинуть свою продукцию на рынки привели к тому, что основной формой продаж стала передача продукции на реализацию с отложенной на длительный срок оплатой. Это, в свою очередь, привело к отсутствию средств на возобновление производства и оплате своих обязательств. Одновременно возникли цепочки бартерных сделок и взаимозачетов, что привело к уменьшению доли денежных средств в структуре выручки предприятия. Таким образом, даже «благополучные» предприятия, продолжающие производство, не стали иметь средств на оплату налогов и заработную плату своему персоналу, так как бартер для этих целей не может быть использован.
К финансовым причинам можно также добавить большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы по содержанию производственных мощностей (тепло, вода, газ, электроэнергия) в связи с отсутствием сберегающих технологий и специального оборудования. Все это, в свою очередь, забирает ограниченные свободные средства, так необходимые для обновления продукции и повышения ее конкурентоспособности [14].
|