Страница 2 s0, s1 - полная себестоимость единицы конкретного вида продукции в предыдущем и отчетном периодах;
П0, П1 - прибыль от продаж в предыдущем и отчетном периодах.
Индекс цен отчетного периода к предыдущему по данным формы № 2 невозможно рассчитать по причине недостатка информации. Он рассчитывается по данным бухгалтерского учета. Этот индекс свидетельствует о том, что в среднем по всей продукции, реализованной в отчетном периоде, цены отчетного периода выше цен предыдущего периода на 12%.
Информация, содержащаяся в таблице № 3, позволяет: определить изменение прибыли от продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим; рассчитать влияние на это изменение трех основных факторов:
. изменение объема продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим;
. изменение полной себестоимости продаж в отчетном периоде по сравнению с предыдущим;
. изменения цен в отчетном периоде по сравнению с предыдущим.
1. изменение объема продаж:
.1. Рассчитаем индекс объема продаж:
=93655175 / 96966845 = 0,965847
.2. Рассчитаем влияние уменьшения объема продаж на прибыль:
∆П (q) = П0 × (Jq - 1)
∆П (q) =6008580 × (0,965847-1) = -205211 тыс. руб.
. изменения полной себестоимости продаж:
.1 отчетный объем продаж, оцененный по полной себестоимости отчетного периода:
∑q1s1 = 103442109 тыс. руб.
.2 Отчетный объем продаж, оцененный по полной себестоимости предыдущего периода:
∑q1s0 = Jq × ∑q0s0;
∑q1s0 = 0,965847×92728169 = 89561223 тыс. руб.
2.3 Изменение полной себестоимости в отчетном периоде по сравнению с предыдущим:
∑q1s1 - ∑q1s0 =103442109- 89561223 = + 1380886 тыс. руб.
.4 Влияние этого фактора на прибыль:
∆П (s) = - (∑q1s1 - ∑q1s0) = - 1380886 тыс. руб.
3. Изменение цен на реализуемую продукцию:
.1 Отчетный объем продаж в ценах отчетного периода:
∑q1p1 = 104893797 тыс. руб.
.2 Отчетный объем продаж в ценах предыдущего периода:
∑q1p0 = 93655175 тыс. руб.
3.3 Влияние изменения цен на выручку и прибыль от продаж:
∆П (р) = ∑q1p1 - ∑q1p0
∆П (р) = 104893797 - 93655175 = + 11238622 тыс. руб.
Таким образом, объем продаж и повышение цен на продукцию вызвало рост прибыли от продаж на 11238622 тыс. руб., а такие факторы, как изменение структуры объемов и реализации, повышение цен на сырье и материалы привели к снижению прибыли на 1380886 тыс. руб.
При углублении анализа желательно детализировать влияние каждого из рассматриваемых факторов. Влияние первого фактора может быть детализировано по конкретным позициям номенклатуры продукции. Влияние второго фактора, т.е. изменение полной себестоимости продаж, можно детализировать по трем составным частям: изменению операционной себестоимости, управленческих и коммерческих расходов:
а) влияние изменения операционной себестоимости:
тыс. руб. - 73332347 тыс. руб. × 0,965847= 10797680 тыс. руб.
Влияние на прибыль = -10797680 тыс. руб.;
б) влияние изменения управленческих расходов:
тыс. руб. - 2578111 тыс. руб. × 0,965847= -409024 тыс. руб.
Влияние на прибыль = 409024 тыс. руб.
в) влияние изменения коммерческих расходов:.
- 16817711 × 0,965847= 3492229
Влияние на прибыль = -3492229
Всего = -13880885 тыс. руб.
|