Страница 2 Экспресс-анализ прибыли от продаж по факторам
Цель экспресс-анализа - это наглядная и несложная (по времени исполнения и трудоемкости реализации алгоритмов) оценка финансового благополучия и динамики развития организации. Экспресс-анализ завершается выводом о целесообразности и нецелесообразности более углубленного и детального анализа финансовых результатов для последующего принятия управленческих решений.
Предлагаемые в экономической литературе методики экспресс-анализа прибыли от продаж по факторам используют традиционный подход, в основе которого лежит пересчет базисных показателей на фактический объем и структуру продаж. Этот подход получил широкое распространение в условиях директивной экономики, поскольку в форме «Отчета о реализации продукции» предусматривалась специальная графа «По плану, пересчитанному на фактическую реализацию».
Сегментарный анализ прибыли от продаж и рентабельности продаж
В бухгалтерской отчетности организации содержится информация по сегментам. Порядок её представления регламентируется ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», утвержденным приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. № 11н (далее - ПБУ 12/2000). Сегмент - часть деятельности организации в определенных хозяйственных условиях. При этом сегменты, информация по которым раскрывается в бухгалтерской отчетности, называются отчетными (п.6 ПБУ 12/2000).
При выделении информации по операционным сегментам несколько видов товаров, работ, услуг могут быть объединены в однородную группу при условиях сходства по всем или большинству из следующих факторов (п. 7 ПБУ 12/2000):
· назначение продукции, товаров, работ, услуг;
· процесс производства продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг;
· потребители (покупатели) продукции, товаров, работ, услуг;
· методы продажи продукции, товаров и распространения работ, услуг;
· система управления деятельностью организации (если это примени мо в конкретной ситуации).
Анализ и оценка влияния инфляции на прибыль от продаж
Инфляция характеризуется обесценением национальной денежной единицы и общим повышением уровня цен внутри страны. Темпы инфляции измеряются при помощи индексов цен. Темпы роста цен на разные группы товаров неодинаковые. Так, цены на товары первой необходимости растут, как правило, быстрее, чем на товары длительного пользования. Индексы цен, отражающие уровень инфляции, характеризуют среднее изменение уровня цен за определенный период.
Влияние инфляции на прибыль от продаж проявляется в двух направлениях:
) из-за повышения цен и тарифов на потребляемые материалы, сырье, топливо, электроэнергию, услуги сторонних организаций увеличивают издержки производства и, следовательно, снижается прибыль от продаж;
) с целью компенсации дополнительных инфляционных издержек коммерческие организации повышают цены реализации товаров, продукции, работ, услуг. В результате повышения цен и тарифов на реализуемые товары, продукцию, работы, услуги увеличиваются выручка и прибыль от продаж.
|