Предметом
исследования данной работы является процесс распределения прибыли на
предприятии. Актуальность данного вопроса очевидна, поскольку прибыль
характеризует финансовый результат хозяйственной деятельности акционерного
общества, поэтому любое коммерческое акционерное общество стремится к получению
прибыли и ее увеличению за планируемый период. Однако показатели эффективности
и перспективы дальнейшего функционирования и развития акционерного общества
зависят не только от размера прибыли в текущем году, но и от ее эффективного
распределения по направлениям его деятельности. Одним из таких направлений
является распределение чистой прибыли в виде выплаты дивидендов акционерам,
т.е. собственникам акционерного общества. Следствием этого является
необходимость формирования и оптимизации дивидендной политики, которая в
результате выступает как одна из форм распределения чистой прибыли акционерного
общества. И здесь с теоретической позиции выбор дивидендной политики
предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на
изменение совокупного богатства акционеров, если да, то какова должна быть
оптимальная их величина? Нахождение оптимальной дивидендной политики -
исключительно трудная задача: необходимо найти баланс между текущими
дивидендами и будущим ростом, который максимизировал бы цену акций предприятия.
Разнообразные теоретические подходы к формированию дивидендной политики
рассматривают этот процесс с позиций воздействия на рыночную стоимость
предприятия и благосостояние акционеров. Они определяют важность ее
формирования в целом, однако не дают четкого ответа, какова оптимальная
дивидендная политика для российских акционерных обществ, что подчеркивает
актуальность темы исследования.
Вместе
с тем, по итогам структурной перестройки экономики Российской Федерации за
последние пятнадцать-двадцать лет можно говорить о том, что первоначальный
период становления российских акционерных обществ уже пройден. В условиях
дальнейшего последовательного развития рыночной экономики осознание важности
формирования дивидендной политики является объективной необходимостью для
максимизации рыночной стоимости и устойчивого развития хозяйственной
деятельности российских акционерных обществ.
В
последние годы крупнейшие российские компании, заинтересованные в повышении
своей репутации, отражающейся на рыночной капитализации, а также в привлечении
инвестиций на рынке ценных бумаг, стали уделять особое внимание процессу
формирования дивидендной политики.
Опыт
большинства российских акционерных обществ в вопросе о дивидендной политике
находится в стадии становления, а решение о выплате дивидендов не
рассматривается предприятиями как инструмент воздействия на рыночную стоимость
предприятия. Так, по некоторым оценкам, "не менее 60-70% акционерных
капиталов в России собрано крупные или контролирующие пакеты, собственники
которых часто не заинтересованы в повышении рыночной стоимости предприятия, в
получении доходов через дивиденды и на основе роста биржевых котировок".
Данное исследование обращает внимание на важность формирования и оптимизации
дивидендной политики в процессе инвестиционной и финансовой деятельности
российских акционерных обществ. В данной работе рассмотрены вопросы сущности,
значения дивидендной политики предприятия, основные этапы ее формирования.
Основное же внимание уделено проблеме выбора оптимального типа дивидендной
политики и соответствующей методике дивидендных выплат. Целью данной работы
является: определение сущности, значения дивидендной политики предприятия;
анализ основных этапов её формирования, а так же анализ выбора оптимального
типа дивидендной политики.
Теоретические основы распределения прибыли и формирование
дивидендов акционерных обществ
|