Эффективное управление собственным капиталом предприятия предполагает разработку эффективной дивидендной политики предприятия.
Заслуженный деятель науки, доктор экономических наук, профессор И.А. Бланк считает, что основной целью разработки эффективной дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Процесс разработки эффективной дивидендной политики может включать несколько этапов:
.Оценку факторов, влияющих на размеры, сроки и саму целесообразность выплаты дивидендов.
.Выработку типа дивидендной политики с учетом данных факторов и в соответствии с общей финансовой стратегией предприятия.
.Оценку эффективности дивидендной политики и ее коррекцию по результатам оценки.
Заслуженный деятель науки Белобтецкий И.А. говорит, что среди факторов, влияющих на дивидендную политику, можно выделить следующие:
• факторы, характеризующие потребности предприятия в дополнительном финансировании (например, разработка новых инвестиционных проектов, необходимость увеличения капитала для оказания противодействия поглощению со стороны конкурента, необходимость платежей по ранее взятым кредитам и т.п.).
• факторы, характеризующие возможности предприятия привлекать финансовые ресурсы из внешних источников или использовать дополнительные внутренние источники:
способность предприятия увеличить объем прибыли путем реструктуризации производства, сокращения непроизводительных затрат, снижения себестоимости продукции, достаточность резервов, сформированных в предшествующем периоде, и т.д.;
стоимость привлечения дополнительного акционерного капитала;
стоимость привлечения дополнительного заемного капитала в различных формах (товарный, вексельный, банковский кредит, облигационный заем.
Возможности привлечения внешних источников финансирования как в виде акционерного, так в виде заемного капитала зависят как от конъюнктуры финансовых рынков, так и состояния самого предприятия, восприятия его как заемщика или эмитента со стороны других участников рынка.
Таким образом, будущие решения в области дивидендной политики формируются под воздействием прежней кредитной и дивидендной истории предприятия (под дивидендной историей мы понимаем условия, сроки, периодичность, абсолютные размеры и динамику выплаты дивидендов, прецеденты нарушения прав на получение дивидендов со стороны эмитента на протяжении периода существования акционерного общества).
Белобтецкий И.А. считает, что для повышения эффективности управления собственными средствами предприятия первичной задачей является даже не выбор типа дивидендной политики (он будет различным в зависимости от интересов реальных собственников предприятия и его финансового состояния), а повышение информированности участников рынка ценных бумаг относительно размеров выплат у различных эмитентов, причин неуплаты дивидендов или факторов, повлиявших на их уровень. Это позволит инвесторам более точно прогнозировать будущее финансовое состояние компании, связанные с ней доходы и риски. Такое снижение неопределенности повысит инвестиционную привлекательность предприятия.
|