Страница 2 Основными барьерами, мешающими массовому выходу крупных иностранных инвесторов на российский рынок, названы проблемы инфраструктурные - непонятность, фрагментарность и недостаточное удобство сложившейся в России системы, осуществляющей заключение сделок, расчеты по ним, регистрацию и осуществление прав собственности.
В частности, по мнению иностранных экспертов, корректировок требуют такие сферы, как регулирование (недостаточная и несогласованная законодательная база). Снижает привлекательность российского рынка отсутствие единого центра корпоративной информации и привычных для иностранных участников центрального депозитария и центрального контрагента, осуществляющего централизованный клиринг. Согласно требованиям законодательств, регулирующих фондовый рынок большинства развитых стран, профучастники могут выходить на локальные рынки только через центральные депозитарии этих локальных рынков, а расчеты должны производиться исключительно через центрального контрагента, осуществляющего клиринг и дающего гарантии расчетов. Централизованный клиринг существенно снижает риски непоставки и неплатежа и позволяет отказаться от полного преддепонирования ценных бумаг и денежных средств, которое принято на российском рынке и от которого отказываются рынки международные.
В России де-юре центрального депозитария нет (хотя расчетные депозитарии основных бирж НДЦ и ДКК де-факто исполняют функции центральных депозитариев), нет и централизованного клиринга. Работающие у нас иностранные профучастники из-за отсутствия в России расчетного депозитария со статусом центрального вынуждены регистрировать сделки напрямую у регистратора - держателя реестра владельцев ценных бумаг, а плата за перерегистрацию прав собственности в реестре чрезвычайно высока, и при сделке на миллионы долларов может достигать сотен тысяч долларов.
К проблемам регулирования иностранные эксперты относят, прежде всего, отсутствие на российском рынке концепта иностранного номинального держателя. Согласно нашему законодательству глобальный кастодиальный депозитарий, фиксирующий права собственности иностранных участников на ценные бумаги российских эмитентов, является собственником этих бумаг. Это создает множество проблем с осуществлением прав собственности, в частности, не дает иностранным инвесторам возможности принимать участие в общих собраниях акционеров и голосовать по принадлежащим им акциям, а также создает неопределенность с подтверждением прав собственности инвестора на российские акции, учитывающиеся в глобальном кастодиане (международном депозитарии). Нет в России и сквозной обработки операций (STP, и охватывающей весь рынок поставки против платежа (DVP). Нет в полном объеме также системы валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS). Эта система успешно используется на международных рынках, и использование ее в России позволит снизить риски при расчетах по сделкам с ценными бумагами, платежи по которым сейчас в основном производятся спустя некоторое время после совершения сделок, т. е. по принципу предпоставки». Неудобства иностранным инвесткомпаниям и банкам создает и множественность стандартов передачи данных при электронном документообороте на российском рынке и нераспространенность международной системы финансовых телекоммуникаций SWIFT и стандартов ISO, которыми оперирует SWIFT и значительная часть международных и локальных систем документооборота.
Таким образом, для привлечения инвестиций необходимо также создать инвестиционную инфраструктуру, отвечающую мировым стандартам. Повысить заинтересованность со стороны инвесторов и уровень инвестиций государство могло бы путем предоставления государственно-коммерческих гарантий.
Основные направления совершенствования инвестиционной
политики инвесторов в современной экономике
|