Страница 1
Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, использованием кредитных ресурсов, состоянием внешнего и внутреннего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Государственный финансовый контроль в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2000 № 1358 в редакции от 18.07.2001 № 872 возлагается на Счетную палату Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Финансовый контроль призван обеспечить соблюдение действующего законодательства в области налогообложения, валютных операций, регулирования внешнеэкономической деятельности и определение обоснованности и эффективности осуществления финансовых действий задачам государства.
В системе финансового контроля со стороны государства особое место принадлежит Счетной палате Российской Федерации.
Как субъект государственного финансового контроля Счетная палата РФ создана 11 января 1995 года Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 30.12.2001 № 194-ФЗ.
Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным Законом "О Счетной палате РФ" от 11.01.95.
В соответствии с п.5 ст.101 Конституции РФ "для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату". Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются указанным выше Федеральным законом.
Счетная палата - это юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителем председателя, назначаемым Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума и шесть - Совет Федерации РФ, а также аппарата Счетной палаты - инспекторов. [эриашвили, с. 48].
Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.
К субъектам, на которых распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:
· все государственные органы (а том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;
· органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
· общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на деятельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
|