Страница 1
В целях увеличения объема прибыли, рентабельности своей работы предприятие должно постоянно разрабатывать проекты, которые предусматривают вложение финансовых ресурсов в создание новых технологий, организацию новых производств, реконструкцию производственных площадей и оборудования для выпуска конкурентоспособных товаров на внутреннем и внешнем рынках, строительство филиалов и цехов, приближенных к источникам сырья и рынкам сбыта и т. д. Каждый из этих проектов должен быть обоснован в бизнес-плане от идеи до расчета конкретной суммы прибыли, которая будет получена от его реализации.
Таким образом, бизнес-план представляет собой программу, которая описывает экономико-организационную сторону проекта, реализация которого должна принести прибыль предприятию-инвестору.
Всем участникам бизнес-план дает необходимую информацию для анализа и оценки проекта с точки зрения его разумности и реалистичности, перспективности и результативности.
Бизнес-план состоит из трех частей:
1. Описание проекта (разделы маркетинга и производства).
2. Финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение, кредитование, страхование и расчеты рентабельности).
. Сопроводительные документы (организационный и юридический планы, учредительные документы, копии контрактов, лицензий и т. п.).
Рисунок 1.2. Структура бизнес-плана предприятия.
Бизнес-план включает следующие разделы:
1. Общее описание проекта, в котором указывается цель осуществления затрат, их необходимость, характеристика инвестиционного объекта.
2. Характеристика товаров, услуг, патентов, «ноу-хау», которые смогут быть предложены рынку, или других результатов, которые достигаются после завершения проекта и дают прибыль (например, снижение себестоимости продукции, увеличение ее надежности, повышение других качественных характеристик, которые могут увеличить рентабельность продукции).
. Маркетинговая программа, которая разрабатывается с целью исследования и прогнозирования рынка.
. Характеристика сырьевой и экспериментальной базы, кадровое обеспечение и других сторон ресурсного обеспечения проекта.
. Расчет экономической эффективности финансовых результатов проекта и сроков окупаемости затрат.
Как правило, бизнес-план составляется, если предприятие испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для выполнения того или иного проекта, и это вынуждает его обращаться к инвесторам или в банк за кредитом Качество, обоснованность, убедительность материалов и расчетов, которые содержатся в бизнес-плане, имеют первоочередное значение для решения вопроса об источниках финансирования.
Ключевым разделом бизнес-плана является финансовый план. Для инвестора, как и для самого предприятия, он интересен, поскольку: обобщает результаты всех предыдущих разделов бизнес-плана; обосновывает общие потребности данного проекта в инвестициях; позволяет судить о том, насколько данный проект вообще приемлем с экономической точки зрения; показывает источники получения финансовых ресурсов и направления их расходования, соотношение текущих потребностей в денежных средствах с движением наличности, дает оценку финансового состояния предприятия в результате реализации проекта.
Вышеизложенные аспекты финансового плана отражаются в трех основных его частях:
1. Плане доходов и расходов (план прибыли и убытков).
2. Плане денежных поступлений и выплат (плановый кассовый бюджет или план движения наличности).
. Плановом балансе.
Особенность финансового плана по сравнению с другими разделами бизнес-плана состоит в том, что перечисленные финансовые документы имеют стандартную форму, не допускающую отклонений.
Главным инструментом разработки бизнес-плана является сметное планирование. Смета - это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период. Задачей составления сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (продажа, выпуск продукции, объем услуг и т п.).
Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. Работа выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других отделов предприятия.
Различают два подхода к расчетам смет:
1. Разработка сметы с «нуля». Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы.
2. Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется.
Сметы подразделяются на два вида: сметы по основной деятельности предприятия и сметы по не основной деятельности предприятия.
План доходов и расходов составляется на основе смет продаж и смет расходов.
Смета продаж обычно составляется в первую очередь. Оценка дохода в денежном выражении служит основой, на которой базируются все другие сметы. Объем продаж оказывает существенное влияние на факторы, связанные с формированием чистой прибыли.
|