В ст.3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах" НК РФ формулируются отдельные принципы установления налогов и сборов. Нормы данной статьи имеют существенное значение для системы правового регулирования обложения налогами и сборами, однако подавляющее большинство положений статьи носит декларативный характер или сформулировано излишне кратко. Важнейшие из основных принципов налогообложения отражены в НК РФ следующим образом:
определённость налога: согласно п.6 ст.3 и ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и основные элементы налогообложения;
справедливость налогообложения (согласно п.3 ст.3 НК РФ): необходимость для налогов иметь экономическое обоснование и недопустимость применения налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав;
запрет на применение налогов, не основанных на законе. Согласно п.5 ст.3 и ст.12 НК РФ не допускается введение налогов, не предусмотренных Кодексом;
запрет налоговой дискриминации. Согласно п.2 ст.3 НК РФ не допускается дискриминации при налогообложении исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев; запрещается также дифференциация налогообложения в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (последнее не распространяется на ставки ввозных таможенных пошлин).
НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.
Однако соблюдению принципов налогообложения не уделяется должного внимания - как при формировании налогового законодательства, так и при проведении налоговой политики. Так, хотя принцип справедливости декларируются в Налоговом Кодексе РФ как "всеобщность и равенство налогообложения" конкретные определения этих понятий отсутствуют; предполагается, что любой налог, введённый в соответствии с НК РФ как по ставкам, так и по режимам обложения, является экономически и социально обоснованным, справедливым и приемлемым для налогоплательщиков.
Аналогичным образом не определены минимальные финансовые обстоятельства (минимальный прожиточный доход), при которых для налогоплательщика не возникает обязанности платить налоги. В НК РФ также не содержится прямого запрета на экономическое двойное налогообложение; юридическое двойное налогообложение доходов физических лиц в отношениях с зарубежными странами считается законным и обоснованным может быть исключено только по условиям заключённых в России международных договоров. Не отражены в НК РФ и ограничения на обложение факторов труда (согласно нормам соответствующих режимов налогообложения именно факторы труда несут на себе основное налоговое бремя) и требование стабильности налогового законодательства.
|