Страница 1
При оценке налоговой нагрузки имеет значение не только уровень фискального потенциала налоговой системы, но и ее влияние на развитие социально-экономических процессов в обществе.
Для определения фискального потенциала действующей налоговой системы используется такой показатель, как налоговая нагрузка. Для характеристики уровня налоговой нагрузки используются следующие показатели:
· налоговая нагрузка на экономику;
· налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике;
· отраслевая налоговая нагрузка;
· индивидуальная налоговая нагрузка.
В мировой и отечественной практике экономического анализа наиболее часто используется показатель налоговой нагрузки на экономику. Он характеризует долю налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды в ВВП, но может быть рассчитан и без учета внебюджетных фондов в зависимости от целей проводимого анализа.
Налоговая нагрузка на экономику имеет два уровня: номинальный и реальный. Номинальная налоговая нагрузка на экономику характеризует фискальный потенциал действующей системы налогообложения и рассчитывается как отношение начисленных к уплате налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП. Реальная налоговая нагрузка, рассчитанная как отношение уплаченных в течение рассматриваемого периода на логов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП, отражает фактические возможности экономики по формированию доходов бюджета и в сопоставлении с номинальной служит своего рода индикатором текущего состояния государственных финансов и эффективности налоговой системы.
В Республике Беларусь показатель номинальной налоговой нагрузки в 2000-2001 годах составлял 65,0-62,8%, в то время как уровень реальной налоговой нагрузки был значительно ниже - 49,6-49,4% (таблица 4.1.1).
Таблица 4.1.1 Динамика номинальной и реальной налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2000-2009 гг.
Показатели |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Темпы роста ВВП, % |
92,4 |
83,3 |
89,6 |
102,8 |
111,4 |
108,4 |
103,4 |
105,8 |
104,0 |
106,3 |
Реальная налоговая нагрузка, % |
49,6 |
49,4 |
42,6 |
39,2 |
41,9 |
41,1 |
42,4 |
42,2 |
41,5 |
39,0 |
Недоимка по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, % |
15,4 |
13,4 |
4,6 |
7,7 |
1,2 |
0,5 |
0,3 |
0,5 |
0,9 |
1,2 |
Номинальная налоговая нагрузка, % |
65,0 |
62,8 |
47,2 |
46,9 |
43,1 |
41,6 |
42,7 |
42,7 |
42,4 |
40,2 |
|