Сравнительный анализ динамики и структуры показателей налоговой нагрузки

Страница 1

При оценке налоговой нагрузки имеет значение не только уровень фискального потенциала налоговой системы, но и ее влияние на развитие социально-экономических процессов в обществе.

Для определения фискального потенциала действующей налоговой системы используется такой показатель, как налоговая нагрузка. Для характеристики уровня налоговой нагрузки используются следующие показатели:

· налоговая нагрузка на экономику;

· налоговая нагрузка на одно предприятие в среднем по республике;

· отраслевая налоговая нагрузка;

· индивидуальная налоговая нагрузка.

В мировой и отечественной практике экономического анализа наиболее часто используется показатель налоговой нагрузки на экономику. Он характеризует долю налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды в ВВП, но может быть рассчитан и без учета внебюджетных фондов в зависимости от целей проводимого анализа.

Налоговая нагрузка на экономику имеет два уровня: номинальный и реальный. Номинальная налоговая нагрузка на экономику характеризует фискальный потенциал действующей системы налогообложения и рассчитывается как отношение начисленных к уплате налогов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП. Реальная налоговая нагрузка, рассчитанная как отношение уплаченных в течение рассматриваемого периода на логов и платежей в бюджетные и внебюджетные фонды к ВВП, отражает фактические возможности экономики по формированию доходов бюджета и в сопоставлении с номинальной служит своего рода индикатором текущего состояния государственных финансов и эффективности налоговой системы.

В Республике Беларусь показатель номинальной налоговой нагрузки в 2000-2001 годах составлял 65,0-62,8%, в то время как уровень реальной налоговой нагрузки был значительно ниже - 49,6-49,4% (таблица 4.1.1).

Таблица 4.1.1 Динамика номинальной и реальной налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2000-2009 гг.

Показатели

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Темпы роста ВВП, %

92,4

83,3

89,6

102,8

111,4

108,4

103,4

105,8

104,0

106,3

Реальная налоговая нагрузка, %

49,6

49,4

42,6

39,2

41,9

41,1

42,4

42,2

41,5

39,0

Недоимка по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, %

15,4

13,4

4,6

7,7

1,2

0,5

0,3

0,5

0,9

1,2

Номинальная налоговая нагрузка, %

65,0

62,8

47,2

46,9

43,1

41,6

42,7

42,7

42,4

40,2

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены