Страница 1
Понятие налоговой системы является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия ,,налоги”. Если последние рассматриваются как финансовые отношения налогоплательщиков с бюджетом в ходе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов и их концентрации в госбюджете и во внебюджетных фондах, то налоговая система развивает и конкретизирует этот процесс, определяя задачи, формы, методы и принципы.
Налоговая система - это совокупность правовых норм, регулирующих размеры, формы, методы и сроки взимания налогов и платежей, носящих налоговый характер и необходимых государству для выполнения его функций.Комплекс налоговых мер оказывает существенное влияние на экономическую деятельность хозяйственных субъектов, стимулируя экономическую и инвестиционную активность.
В налоговых системах разных стран отразилась специфика государственного устройства, особенности внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Вместе с тем возникла необходимость унификации налоговых систем, выработки единых принципов построения. В основу требований, принятых за аксиому положены четыре принципа налогообложения, сформулированные А. Смитом в ХVIII веке:
1. Равенство и справедливость налогов по отношению ко всем налогоплательщикам.
2. Определенность и однозначность налогового законодательства, позволяющие одинаково его трактовать и налогоплательщику и работнику налогового органа. Законом должны быть четко установлены все факторы, определяющие размеры платежа, сроки и способ его уплаты.
3. Удобство для налогоплательщика, выражающееся в приближении сроков уплаты налогов к моменту получения доходов, простоте их исчисления, минимуме бюрократических процедур и требований со стороны налоговых органов.
4. Экономичность, т.е. налоги не должны быть обременительными для налогоплательщика. Для государства сбор налогов должен сопровождаться минимальными издержками.[
Вышеперечисленные принципы дополняются и детализируются с учетом тех условий, в которых создаются налоговые системы. Например, для не устоявшихся экономик государств переходного периода, к каким относятся Республика Беларусь и страны СНГ, особое значение приобретает оптимальное сочетание принципов стабильности налоговых систем с гибкостью их реакции на изменение экономической ситуации. Отсутствие стабильности служит главным препятствием притока иностранных и отечественных инвестиций в национальное хозяйство.
Налоговая система любой страны учитывает следующие методологические подходы:
*равные доходы при равных условиях должны облагаться равными по величине налогами;
*ставка налога должна быть единой для всех предприятий независимо от формы собственности и вида деятельности;
*налоговая система должна быть комплексной и умело сочетать различные способы налогообложения;
*налоговая система должна дополняться комплексом налоговых льгот, носящих целевой и адресный характер;
*налоговые льготы должны отвечать стратегическим целям экономической политики;
*налоги должны платить те, чьи доходы выше, т.е. должен соблюдаться принцип платежеспособности;
*налоговая система должна утверждаться в законодательном порядке, что обеспечит обязательный и принудительный порядок взимания налогов;
*правила применения налоговой системы должны быть относительно стабильными.
Налоговая система должна быть достаточно гибкой , чтобы оперативно реагировать на изменение экономической ситуации.
При переходе государства к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики:
*налоги становятся главным источником доходов государственного бюджета, и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступления средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может пойти на несправедливость по отношению к предприятию, изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени в истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.п. Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводит к снижению государственных доходов;
|