Страница 3 Необходимо принимать меры и по изменению структуры иностранных инвестиций в ТЭК. Если в целом по России в нефтегазовый комплекс осуществляются преимущественно иностранные инвестиции (76%), то в Тюменской области эта доля постоянно меняется, в 2010 году 98% всех поступивших в добычу полезных ископаемых области иностранных инвестиций составили прочие инвестиции [22, c. 60]. Как известно, ссудный капитал не стимулирует развитие производства, не способствует созданию новых рабочих мест, новых технологий, повышению качества продукции, ее конкурентоспособности. Он лишь временно решает вопросы с финансированием инвестиционной деятельности. К тому же прочие инвестиции очень чувствительны к колебаниям в конъюнктуре экономики, и при возникновении какой либо возможности негативных перемен, происходит незамедлительный отток капитала из региона и отрасли. Поэтому необходимо стимулировать именно привлечение прямых иностранных инвестиций.
Важно учитывать особую зависимость нефтегазовой деятельности от природных и климатических факторов. Большинство добывающих и транспортных предприятий нефтегазового комплекса работает в тяжелых климатических условиях. В перспективе число предприятий, расположенных в северных регионах Тюменской области, будет увеличиваться. Серьезной проблемой является слабая транспортная инфраструктура в этих регионах. Всё это приводит к росту как капитальных, так и текущих затрат, к увеличению сроков окупаемости инвестиций. Поэтому требуется разработка специальных форм финансирования, создания специальных централизованных фондов финансирования, а также фондов для противодействия повышению рисков, страховой защиты основных фондов и других элементов производства. [8, c. 27]
Среди других рекомендаций можно выделить дальнейшее привлечение в качестве стратегических партнеров зарубежных и мультинациональных компаний, обладающих передовыми технологиями разведки, добычи и переработки нефти и газа, а также имеющих хорошие позиции на основных международных рынках углеводородов: Totаl, E.ON GmbH, Royаl Dutch Shell, BP и другие.
С учетом специфики государственной политики и законодательного регулирования в сфере иностранных инвестиций в НГК России, эффективным направлением является участие в совместных проектах с российскими государственными нефтегазовыми компаниями (ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть»). Государственные компании обладают политическим преимуществом оп сравнению с частными российскими компаниями. Кроме того, участвуя в консорциуме с государственными компаниями, иностранный инвестор может в определенной степени защитить себя от дальнейших экономических и политических рисков.
Целесообразной мерой является стимулирование деятельности зарубежных и международных компаний в части размещения на территории области перерабатывающих и нефтегазохимических производств и мощностей по производству нефтегазового оборудования, не имеющего аналогов в России. [9, c. 10]
Таким образом, можно сделать вывод о несовершенстве механизма привлечения иностранных инвестиций в НГК России и, в частности, Тюменской области. Основную проблему представляет нестабильное и полное несостыковок и противоречий законодательство в области иностранного инвестирования.
Заключение
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:
. Иностранные инвестиции (ИИ) - это вложения иностранного капитала в объекты на территории данной страны. Существует три основных вида ИИ: прямые (ПИИ), портфельные, прочие. ПИИ более предпочтительны по сравнению с прочими, так как стимулируют развитие производства, создают новые рабочие места, приносят новые технику и технологию, привлекают квалифицированных специалистов, способствует повышению качества продукции, ее конкурентоспособности.
|