В основе РМ лежит следующее утверждение (подкрепленное здравым смыслом и анализом поведения покупателя на данном сегменте рынка): рациональный инвестор или покупатель не заплатит за конкретный ОИС больше, чем обойдется ему приобретение другого ОИС с сопоставимой полезностью.
Определим важные термины.
Полезность
- это характеристика ОИС, выражающая тот эффект, (не обязательно экономический), для достижения которого ОИС и был создан (или приобретен).
Сопоставимое качество
- это такое качество другого объекта ОИС, проданного на данном сегменте рынка, которое по своему количественному выражению отличается от оцениваемого ОИС не больше, чем на некоторую заранее заданную величину DК. (Обычно принимается DК = 15-20 %)
Например, оценки качества оцениваемого ОИС Ко и ОИС-аналога Ка равны:
Ко = 0,68 и Ка = 0,75.
Тогда DК = (0,75 - 0,68) : (0,75 +0,68)/2 = 0,07 : 0,72 = 0,1 * 100% = 10% < 20 %.
Для повышения степени сопоставимости качества вносятся поправки к цене ОИС-аналога (но не к стоимости оцениваемого ОИС ).
Причем, поправками могут быть скидки (знак «-») или надбавки (знак «+»). При этом оценщик должен ответить на вопрос: «За какую сумму был бы продан аналог, обладай он теми же характеристиками, что и оцениваемый ОИС?».
|