Страница 2
Источник: [27], [20], [21], [22]
Одним из последствий снижения инвестиционной активности в отрасли вероятно является снижение экономической эффективности топливно-энергетической промышленности в Тюменской области (Таблица 2.2.). Для определения экономической эффективности отрасли использовался показатель добычи нефти на одного занятого. Проведенный анализ показал снижение эффективности отрасли с 2007 года (добыча на одного занятого сократилась на 8,3% с 2005 года). Таким образом, можно предположить наличие влияния инвестиционной активности на добычу нефти на одного занятого (безусловно, наряду с наличием влияния других факторов). Это доказывает необходимость привлечения иностранных инвестиций в ТЭК Тюменской области для повышения экономической эффективности отрасли.
Таблица 2.2
Расчет экономической эффективности нефтегазовой отрасли Тюменской области
Показатель/год |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Добыча нефти (включая газовый конденсат, млн. тонн) |
320,20 |
325,50 |
324,40 |
319,00 |
311,20 |
ССЧ персонала, тыс.чел |
213,20 |
215,70 |
219,40 |
229,30 |
226,00 |
Добыча на 1 работающего, млн.тонн |
1,50 |
1,51 |
1,48 |
1,39 |
1,38 |
Прирост добычи на 1 занятого, % |
- |
100,48 |
98,45 |
92,63 |
91,68 |
Источник: [27]
Далее рассмотрим участие иностранных инвесторов в ТЭК Тюменской области.
В 2009 году около 13% добычи нефти в Уральском Федеральном Округе контролировалось иностранными структурами за счет участия в капитале российских вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний (ВИНК), контроля над малыми компаниями, создания совместных предприятий, действия соглашений о разделе продукции (СРП) (Таблица 2.3.). В целом по России эта доля составила 22,2%, что свидетельствует о недостаточном, по сравнению со среднероссийским показателем, привлечении иностранных инвесторов в УРФО и, в частности, в Тюменскую область. Доля в добыче с участием российского капитала высока, что является необходимым условием сохранения национальной безопасности страны. Российское правительство стремится обеспечить национальную безопасность через контроль над стратегическими месторождениями и транспортной инфраструктурой, социально-экономическое развитие ресурсных и транзитных территорий, высокие налоговые и таможенные поступления в бюджет. [9, с. 7]
|