Страница 1
Главная составляющая доходов населения - заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.
Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.
При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.
Заработная плата работника зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается. [14]
Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.
Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе - октябре 2010 года составила 1183,1 тыс. руб., в том числе в октябре - 1328,2 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с сентябрем 2010 года на 1,8% или на 23 тыс. руб.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе - октябре 2010 года по сравнению с январем - октябрем 2009 года увеличилась на 11,6%, в октябре 2010 года по сравнению с сентябрем 2010 года - на 0,7%.
Данные об изменении начисленной и реальной заработной платы приведены в Приложении В.
В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе - октябре 2010 года составила 909,2 тыс. руб., в том числе в октябре - 1025,3 тыс. руб. и по сравнению с сентябрем 2010 года увеличилась на 21,4 тыс. руб., или на 2,1%.
Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе - октябре 2010 года по сравнению с январем - октябрем 2009 года увеличилась на 10,4%, в октябре 2010 года по сравнению с сентябрем - на 1%.
На промышленных предприятиях средняя заработная плата в октябре 2010 года составила 1490,2 тыс. руб., что на 12% выше среднереспубликанского уровня оплаты труда. Наиболее высокий уровень оплаты труда сложился на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности - 2477,6 тыс. руб., цветной металлургии - 2370,9 тыс. руб., химической промышленности - 2156,2 тыс. руб.
|