Сбережения населения

Страница 1

На настоящий момент в экономической литературе и практике не существует устоявшегося понятия сбережений. В бытовом смысле термин “сбережения” используется для обозначения денежных средств, откладываемых населением на будущее. Некоторые экономисты трактуют сбережения как разницу между доходами населения и его текущими расходами, то есть, как ту сумму денежных средств, которая осталась не потребленной в анализируемом периоде. Такой подход к определению сбережений можно считать упрощенным, поскольку он сводится к вычислению арифметической разности, в процессе чего игнорируется экономическая сущность сбережений.

В современной экономической теории дается несколько определений сбережений.

-

Во-первых, под сбережениями понимают часть дохода, которую индивидуум оставляет на будущее вместо того, чтобы потратить ее в настоящем. Происходит своего рода “жертвование” текущим потреблением ради потребления будущего.

-

Во-вторых, под сбережениями понимается та часть дохода, которую экономический субъект собирается потребить в будущем вместо того, чтобы потребить ее в настоящем. Можно различить три вида экономических субъектов: население, корпорации и государство. Соответственно возникают три вида сбережений: сбережения населения, сбережения корпоративного сектора, сбережения государства. Население традиционно является основным поставщиком инвестиционных ресурсов, мобилизация сбережений населения является для финансовых посредников (банков, других небанковских кредитных учреждений) важнейшим условием успешной деятельности. Средства, не потребленные в текущем периоде, приобретают три основные формы: вклады в коммерческие банки и ценные бумаги, валютные сбережения, денежные остатки на руках. Данные формы сбережений различны с точки зрения срочности, мобильности, возможности трансформации в инвестиции. [8]

-

Также сбережения можно определить как часть дохода, оставшаяся после уплаты налогов, которая не потребляется. То есть сбережения рассматриваются в разрезе составляющей части дохода за текущий год, которая не выплачивается в качестве налогов или не затрачивается на покупку потребительских товаров, а поступает на банковские счета, вкладывается в страхование, облигации, акции и другие финансовые активы. [9]

В качестве отложенных денежных средств сбережения выступают как кредит, предоставляемый населением государству в виде отсрочки потребления материальных благ. Одновременно сбережения являются элементом финансовых ресурсов, функционирующих в форме средства сбережения. Государство становится распорядителем части дохода населения не вследствие прямой передачи ему стоимости, а как владелец невостребованного до определенного времени материального эквивалента. В каждом данном случае кредит, предоставляемый населением государству, носит краткосрочный характер, но в целом он оказывается постоянным в силу непрерывной возобновляемости источника дополнительных доходов. [10]

Органы государственной власти для стимулирования сбережений используют следующие методы и формы:

ü Совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

ü Установление специальных налоговых режимов, которые не носят индивидуального характера;

ü Защита интересов инвесторов;

ü Предоставление инвесторам льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами

ü Расширение использования средств населения и иных источников финансирования;

ü Создание сети информационных центров, для регулярного проведения рейтингов и публикаций рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

ü Создание благоприятной налоговой базы;

ü Развитие финансовых рынков в стране.

В современных условиях, несмотря на преобладание рыночных рычагов регулирования накопления денежного капитала, все-таки остается довольно значимым государственное регулирование.

К основным методам регулирования накопления денежного капитала можно отнести, во-первых, стимулирование вложений в банки посредством предоставления определенных льгот, в том числе и налоговых, выплат премий, гарантирования вкладов, прежде всего создания системы страхования вкладов, что помогает расширить доверие вкладчиков к банкам и увеличивает тем самым приток сбережений в банки. Во-вторых, развитие рынка ценных бумаг, благодаря расширению и защите прав инвесторов, доступностью корпоративных ценных бумаг для широкого круга населения, в частности, снижение номинала акций. В-третьих, развитие системы пенсионного страхования - переход от преимущественно распределительной системы к накопительной, и страхования, в результате снижения доли социального страхования, в частности, уменьшение социальных пособий по безработице, больничных листов, что приводит, несомненно, к увеличению договоров страхования жизни, а, следовательно, к притоку долгосрочных сбережений в страховые компании. Проведение названной системы мероприятий позволяет государству не только увеличить объем денежного капитала, но и скорректировать направление его размещения в те формы, которые на данный момент более выгодны для экономики, позволяет трансформировать денежный капитал в инвестиции для дальнейшего развития ВНП, увеличения доходов и благосостояния населения страны.[11]

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2013 - www.Finabalance.ru - Все права защищены