Страница 1
На протяжении многих лет экономисты стремятся создать единую теорию валютного курса, которая, подобно стандартной модели международной торговли, впитала бы в себя все лучшее из остальных теорий.
Основа - реальный валютный курс
В поисках такой синтетической модели основной акцент делается на фун даментальном вопросе: если теория ППС не соблюдается (а она не соблюдается в большинстве случаев), то на чем еще можно основывать теорию долгосрочного валютного курса? Одна из наиболее простых и логичных моделей была предложена американскими экономистами нового поколения Полем Кругманом и Морисом Обстерфелдом. Они взяли за отправную точку не ППС со всеми его недостатками, а реальный валютный курс. Именно реальный курс, очищенный от инфляционных наслоений, и закономерности его долгосрочного, а не спекулятивного, краткосрочного, развития являются важнейшими закономерностями международной макроэкономики. Реальный валютный курс отражает в себе всю совокупность взаимосвязей совокупного спроса и предложения на товары в каждой из стран и поэтому является феноменом скорее реального производства, нежели денежного хозяйства.
Определение реального валютного курса, используемое в общей модели, в принципе совпадает с традиционным
Er = En × (Pf / Pd)
Важное различие заключается в трактовке уровня цен за рубежом Pf и внутри страны Pd, которые рассматриваются как индексы не общего уровня цен, а только цен тех товаров, желание приобрести которые провоцирует рост спроса резидентов на деньги. Это может быть, например, стоимость набора товаров, которые обычно приобретает средняя семья в данной стране и в зарубежной стране в течение недели. Важно то, что в данном случае в силу страновых различий в предпочтениях товарный состав этих корзин и вес аналогичных товаров в них будут разными. Если уровни цен остаются неизменными, то падение/рост номинального валютного курса всегда означает падение/рост реального курса. Из формулы Er = En × (Pf / Pd) ясно видно, что если соблюдается относительный ППС, то никакое изменение номинального курса не может изменить реальный курс. Например, рост En на 20% будет компенсирован падением на 20% соотношения Pf / Pd, в результате чего Er не изменится.
Общая теория валютного курса соглашается с выводами денежной теории о влиянии роста денежной массы, инфляции и доходов на валютный курс. Но она вносит в нее существенную поправку на тенденции развития совокупного спроса и предложения в каждой из стран, определяющих реальный валютный курс. Их воздействие на реальный валютный курс, а через него и на номинальный оказывается весьма противоречивым, что является одной из важнейших причин сложности точного прогнозирования валютного курса.
валютный курс ставка процентный
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные теории валютных курсов, с помощью которых можно прогнозировать их движение на валютном рынке.
Валютные курсы сегодня, очень чувствительны к новостям, на рынке снова набрали силу спекулянты (по объему вовлеченных денежных ресурсов) намного превосходит силу реальных импортеров и экспортеров товаров и услуг. До сих пор не создана действующая международная система регулирования колебаний валютных курсов, что позволит снизить резкие колебания.
Из представленных в данной работе теорий, становится понятно, что, несколько проще прогнозировать возможное развитие ситуации для валют с фиксированным значением курса. Поскольку в этом случае возможность удержать объявленный курс находиться в компетенции денежных властей страны, и можно увидеть ситуацию, когда, исходя из существующих ресурсов и тенденциях на рынке, власти будут не в состоянии удержать ранее объявленный курс.
Все теории валютного курса можно мысленно сгруппировать вдоль линии, на противоположных концах которой находятся два полюса противостояния. На одном полюсе - интересы экспортеров, предопределяющих развитие экономической теории, настаивающей на государственном регулировании валютного курса с целью его занижения; на другом - интересы всех остальных членов общества с выражающей эти интересы экономической теорией, требующей саморегулирующегося валютного курса.
|